Предыдущая Следующая
И как раз в
этот момент, когда глаза привыкли, можно сказать адаптировались, к движению
поезда, вы... меняете кадр. Во втором - герой стоит на фоне окна. Мимо
проносится лес. Этот кадр тоже наполнен движением. А теперь обратите внимание
на стрелки, которые нарисованы в этих кадрах И в одном кадре много движения, и
в другом. Но они направлены навстречу друг другу. Поэтому при смене кадров
зрителя буквально шарахнет по глазам вся масса несущегося навстречу леса. Ни о
какой комфортности восприятия говорить не приходится. Вот какая неудача случилась...
Что же делать? Если немного напрячь свое воображение и мысленно проиграть
несколько разных вариантов съемки и монтажа, то с полной уверенностью можно
сказать, поездом что вы отыщете выразительный, эффектный и одновременно
комфортный вариант стыка кадров с тем же самым содержанием. Первую точку съемки
можно оставить той же. Затем, сняв с десяток пролетающих мимо вагонов, следует
начать быстрое панорамирование аппаратом в сторону движения поезда. Скорость
панорамыдолжна быть такой, чтобы один из вагонов как бы замер в рамке кадра, а
шпалы, земля и пейзаж стали бы двигаться в обратном направлении. Обычно для
этого оператор выбирает какую-то деталь, допустим окно, и поворачивает камеру
так, чтобы оно не меняло своего положения в рамке кадра, следит за ним. Этот
прием называется панорамой слежения. Благодаря использованию этого приема,
половина задачи нами уже решена: на несколько мгновений выбранный вагон
прекратил стремительное движение вдоль экрана. А
выбранный
вагон прекратил стремительное движение вдоль экрана. А нескольких десятых
секунды, пока он не успел еще далеко умчаться, нам вполне достаточно, чтобы
подготовить комфортный переход в следующий кадр. Только начинать такой кадр
лучше с другой композиции - как бы встречая поезд в статичном кадре 1а. Затем
выполняем панораму слежения, провожая "взглядом" вагон до положения
16, потом останавливаем и выключаем камеру Во второй кадр тоже можно внести
некоторые изменения для достижения идеальной комфортности стыка. Для этого
необходимо переставить героя на фон стены вагона, а окну отдать не более одной
трети площади кадра (рис. 86). Точками на раскадровке показаны те элементы
композиции, которые в данный момент неподвижны на экране. Если этот монтажный
кусок сцены сопроводить нарастающим стуком колес, то зритель обязательно ощутит
стремительность движения поезда с самого начала первого кадра и до конца
второго. Это поможет пережить ему ощущение движения. Теперь можно
прокомментировать процесс зрительского восприятия стыка кадров. Начав панораму
слежения, мы дали возможность глазам зрителя переориентироваться с восприятия
движения в одну сторону некоторой "массы" кадра на восприятие
движения в противоположную сторону. Это обстоятельство и позволило нам добиться
мягкого, незаметного перехода с плана на план. Мы принудили глаза зрителя к восприятию
нового движения и во втором кадре продолжили движение в этом же направлении.
Даже если бы мы оставили второй кадр без изменений, стык получился бы почти
комфортным. Если кому-то из читателей первый пример показался недостаточно
убедительными или непонятным, то воспользуемся еще одним. По шоссе движется
автомобиль. За рулем - ваш герой. Начнем с его среднего плана. Итак, первый
кадр - водитель в кабине движущегося авто, он снят с соседнего сидения так, что
элементы машины остались за рамкой кадра. Второй кадр - статичный. Далеко на
шоссе виден маленький приближающийся автомобиль. Требование принципа сохранения
направления движения снова выполнено безупречно. Предыдущая Следующая
|