Предыдущая Следующая
Часть 13.
Принцип
десятый
Монтаж по
направлению основной движущейся массы в кадре
На первый
взгляд, название этого принципа выглядит довольно замысловато и туманно.
Какая-то непонятная масса непонятно куда и почему движется. И вообще: какая
может быть масса на экране, если там перемещаются только светлые и темные пятна
разных цветов, мнимые фигуры и предметы? Греческое слово "движение"
(кинематос) встало во главу имени грандиозного творческого явления земной
цивилизации - кинематографа. Способность фиксировать и воспроизводить на экране
движение позволила кинематографу покорить сердца миллиардов людей. Телевидение,
как дитя кинематографа и радио, унаследовало все родовые признаки родителей.
Представьте себе, что на экране прекратилось движение, - и все: нет ни
телевидения, ни кино! Десятый принцип соединения соседних кадров - один из
самых важных в монтаже изобразительного ряда обоих видов экранного творчества.
Он диктует свои требования и условия в самых разнообразных случаях, приемах и
вариантах монтажа. Что же такое - "движущаяся масса" в кадре? Самый
простой пример. Снят статичный кадр: на фоне леса идет человек. В контурах его
фигуры все видимые нами элементы перемещаются по экрану со скоростью его
движения. Не отдельно голова, брюки, пиджак, ботинки и кисти рук, а именно все
одновременно. А человеческое и зрительское восприятие устроено так, что наши
глаза в первую очередь и обязательно направляются на движущийся объект,
стараются ухватить и разглядеть его. И при этом наш взгляд почти безотрывно
сопровождает этот предмет. Так вот - голова, пиджак, брюки, ботинки и кисти рук
представляют собой некую движущуюся массу, которая в данном случае занимает
небольшую часть экрана. Сначала мы и в жизни, и на экране "впиваемся"
взглядом во все, что движется, а только потом начинаем разглядывать, что же это
такое. Движущийся объект может занимать в кадре любую часть его площади, и даже
весь кадр целиком. Все, что находится в пределах силуэта этого объекта,
перемещается по экрану и в первое мгновение представляет собой для зрителя
движущуюся массу. Поэтому десятый принцип монтажа определяет, как нужно
поступать режиссеру и оператору с такой "массой", когда они снимают и
монтируют кадры с каким-либо движением внутри этих кадров. Конкретный разговор
начнем с очередной головоломки. Герой едет в поезде. Вам необходимо это
передать на экране. Пусть он немножко погрустит в дороге. Вы снимаете первый
кадр, статичный: пролетающий мимо состав поезда. Перед камерой мелькают вагоны.
Потом - второй: герой стоит у окна в проходе вагона и смотрит вперед по ходу
поезда. Будем надеяться, что вы не забыли про третий принцип и выбрали точки
съемки так, чтобы в первом и во втором кадрах поезд на экране двигался в одну и
ту же сторону. Предыдущая Следующая
|