Предыдущая Следующая
Зрительский
глаз должен обязательно за что-то "зацепиться" в цветовом решении
композиции, что- то "ухватить" в первом кадре, чтобы во втором для
него не стало полной неожиданностью появление большого совершенно нового
цветового фона или пятна (рис. 77). О цвете написано много разных трактатов и
работ, но лучше всего убеждают примеры. Обеспечение комфортности восприятия
требуется не всегда. Напротив, в отдельных случаях, по режиссерскому замыслу,
требуется активное воздействие на эмоциональность восприятия экранного
рассказа. Тогда следует идти на прямое нарушение этих условий. Но пользоваться
таким приемом следует весьма тонко и умело. У И. Пырьева в фильме
"Идиот" есть сцена, где Мышкин сидит в гостях у Ганечки. Интерьер,
мебель, костюмы - словом, все, что есть в кадре, подобрано и окрашено в
серо-голубые тона, несколько приглушенные и даже мрачноватые. Во время
разговора Ганечка неожиданно достает красный платок и встряхивает его. Это
производит эффект вспышки и действует на зрителя почти, как взрыв на экране. В
этом месте развития сюжета Пырьеву как раз потребовалось взвинтить зрителю
нервы, передать ощущение надвигающейся беды. Красный платок здесь предзнаменование
неизбежно приближающейся ссоры. Все это блистательно удалось мастеру, благодаря
неожиданному введению в кадр нового контрастного
двигающегося цветового пятна. Соблюдение цветового решения сцены - необычайно
сложная задача для художника и оператора. Чаще всего это удается при съемках в
павильоне. Среди лучших примеров - фильм Г.Чухрая
"Чистое небо". Почти каждая сцена решена в своей собственной гамме.
Морозное утро в Ленинграде - в лилово-голубых тонах. Квартира героини - в
серо-бурых. Работа на натуре оставляет меньше возможностей для оператора и
художника, но тем выше успех, если им удалось выдержать принцип сохранения
единой цветовой гаммы всех кадров сцены. Иногда для решения такой задачи
прибегают к искусственному окрашиванию естественных объектов, чтобы они не
нарушали общего цветового замысла художника и оператора. В других случаях для
достижения подобных целей пользуются различными фильтрами. Но, пожалуй,
наиболее ярким примером высочайшего мастерства в использовании цвета в кино
может служить фильм С. Параджанова с оператором Ю. Ильенко 'Тени забытых
предков" Эту работу именитых кинематографистов можно назвать поэмой в
цвете. Им удалось с помощью изменения гаммы красок от сцены к сцене, от эпизода
к эпизоду на протяжении всего фильма тонко и как бы совсем ненавязчиво
управлять эмоциональным переживанием зрителей. Когда молодой герой, радуясь
приходу весны в Карпаты, бежит по пологому склону горы на общем плане, зал не
может перевести дыхание, его душит спазм восторга. И не столько игра молодого
актера производит впечатление, сколь сильно воздействует пейзаж, а точнее его
погруженность в радостные, светло-зеленые, по-весеннему прозрачные тона. В этой
сцене и трава, и деревья с листвой, и даже тени от деревьев и холмиков - все
было пронизано солнечным духом, восторгом авторов, которые сумели передать его
с помощью цвета. До них казалось, что такого эффекта можно достичь только в
живописи с помощью кисти и красок. А они сняли целую сцену, состоящую из серии
кадров, и поразили зрителей своим искусством цветописи в кино. Фильм
заканчивается трагедией. Один герой убивает другого. Последний кадр сцены снят
с точки зрения того, кому суждено через мгновенье уйти из жизни. Мы видим как
противник заносит топор и бьет им. И вдруг из-за верхней границы экрана
медленно начинают сползать вниз широкие струи темно-красного потока. Это
потрясает зрителя. Все предшествующие кадры сцены были сняты на натуре в
пасмурный день. Снег без теней. Свинцовое небо. А темные бурые стены деревянных
построек еще больше сгущали мрачность предстоящих событий. Красный цвет крови,
разлившейся по экрану, срабатывал в этой сцене как диссонанс в музыке.
Уникальность подобных приемов воздействия на зрителя не позволяет их повторять
в других фильмах, потому что это будет расценено как плагиат или реминисценция,
но побуждает авторов искать новые выразительные приемы. Критики могли бы
сказать, что С. Параджанову и Ю. Ильенко в этой работе блистательно удалось
выстроить цветовую драматургию своего произведения. Цвет - это музыка в пластике. Предыдущая Следующая
|