Предыдущая Следующая
Зрителя в
этих фильмах привлекает не столько цвет как визуальная форма, которая может
быть легко коммодифицирована, сколько тот предел, который он намечает,
сцепленность этого цвета с объектом, чуждым как режиму потребления, так и
логике линейного повествования - цвет как surplus, шифтер, вводящий
транспозициональную нарративную структуру.
«Нет смерти
для меня» - это фильм, посвященный пяти советским актрисам: Нонне Мордюковой,
Татьяне Окуневской, Татьяне Самойловой, Лидии Смирновой и Вере Васильевой, в
котором фрагменты интервью перемежаются черно-белыми вставками старых кинолент.
Фраза «Я звезда вашего периода!», которую произносит через четыре года после
времени создания этого фильма (2000) одна из «потусторонних» в зазеркалье
фильма «Богиня» (2004), может служить одним из примеров топологической
инаугурации субъекта/зрителя, где «наш период» и наше время при помощи
механизма, побуждающего нас узнавать себя там, где нас нет, определяется как
время «тоталитарного периода» - время невидимых, но от этого не менее
смертельных сражений за образы, где императрица Елизавета Петровна и Аксинья из
Тихого Дона (роль, так и не сыгранная в кино Нонной Мордюковой) становятся не
воображаемыми, а реальными соперницами: «одно сопрано ненавидит другое
сопрано».
Картина
«Вокальные параллели» (2005) Рустама Хамдамова - фильм- концерт, главные партии
в котором исполнили казахский контртенор Эрик Кумангали, оперные певицы Араксия
Давтян, Роза Джаманова, Бибигуль Ту- легенова и сама Рената Литвинова в роли
ведущей концерта, также условно может быть отнесена к жанру ностальгического кино,
и в то же время это не та пастишная форма, о которой говорит нам Джеймисон, но
другая ностальгия и другая история, время которой измеряется и создается
временем звучания голоса. Фраза «поют своими голосами», которая появляется в
титрах этого фильма, двусмысленна - исполнители поют голосами прошлого, в
фильме звучат старые записи. В интервью Екатерине Богопольской после
Венецианского фестиваля 2005 года Рустам Хамдамов отмечает, что ему нравится
Татьяна Доронина, потому что она говорит «выдуманным голосом». Таким
выдуманным, «не своим» голосом говорит в кино и Рената Литвинова; эта
«чуждость» субъекта самому себе и становится одним из условий создания образа. Предыдущая Следующая
|