Предыдущая Следующая
В те годы
советское телевещание переходило от передачи портретов и картинок к
телекинопередачам. Мы исследовали, в чем и как проявляются специфические особенности
телевизионных кинопередач, телевизионных мультипликаций и «прямовидения» (по
терминологии тех лет). Мы снимали немые и звуковые этюды, пробовали синхронные
типы записи, делали киноэтюды для изыскания оптимальных условий освещения,
движения в кадре, направленности этого движения, экспериментировали с цветом.
Своеобразным творческим итогом был телефильм «Днепрострой», который смотрели телезрители
в Харькове, Киеве, Одессе, Ленинграде, Казани, Тбилиси. Конечно, это были
робкие шаги учеников, идущих ощупью по тому пути, который привел ныне к
расцвету советского телевидения, этого могучего средства идейно-политического
воспитания миллионов.
В тот же
период проходила моя педагогическая деятельность во Всесоюзном государственном
институте кинематографии, на кафедре режиссуры, куда я был направлен по путевке
Московского городского комитета партии. Работая руководителем практики
студентов режиссерского факультета, я имел возможность участвовать во всех
заседаниях кафедры, которые проходили под руководством Сергея Михайловича
Эйзенштейна. Это был действительно праздник кинематографической мысли, и на
высочайшем творческом уровне. Сегодня мы имеем многотомное Собрание сочинений
С. М. Эйзенштейна, и каждый, кому близки интересы киноискусства, может получить
представление о масштабе теоретического мышления этого титана мирового
кинематографа! Скажу лишь, что для всех членов кафедры работа с Эйзенштейном была
своеобразной академической переподготовкой, творческим зарядом на многие годы.
Наконец
настало время для дальнейшей работы в кинематографе — звук больше не пугал и не
озадачивал, новые средства выразительности были практически освоены. Однако
начало работы в звуковом кино не было для меня благоприятным. По не зависящим
от меня причинам не была реализована тщательно подготовленная вместе с
писателем А. Серафимовичем «задумка» — фильм «Железный поток». Другой фильм,
созданный в исключительно сложных экспедиционных условиях в пустыне Кара-Кум,—
«Кара-Богаз» («Черная пасть») по сценарию К. Паустовского Предыдущая Следующая
|