Предыдущая Следующая
До сих пор мы
подвергали разбору объективную сторону вопроса; хотя, говоря, например, об
«искаженных» снимках и рекомендуя рассматривать такие снимки под определенным
углом зрения, мы коснулись уже субъективной стороны вопроса. Сейчас именно эту
субъективную сторону мы рассмотрим более подробно.
Перспектива,
понимаемая как впечатление глубины пространства в кадре, в значительной степени
зависит от того, с какой точки изображение наблюдается зрителем.
Если, например,
после просмотра фильма попросить двух зрителей, один из которых сидел в
передних рядах зала, а другой — в задних, рассказать о перспективе какого-либо
кадра, то мы получим два различных суждения. Зритель, сидевший в передних
рядах, сообщит, что такое-то действие происходило в небольшой комнатке, тесно
заставленной мебелью. Зритель же задних рядов будет утверждать, что комната
была довольно просторной. Если попросить этих зрителей примерно определить в
метрах расстояние ,от переднего плана до задней стены комнаты, то мы услышим
два числа, разнящихся почти в два раза.
Наиболее правильное
впечатление от кадра, то есть впечатление, наиболее близкое к тому, которое
создалось бы при естественном наблюдении данного объекта с данной точки,
получит тот зритель, который видит изображение (экран) под тем же углом зрения,
под которым это изображение снималось.
Поскольку угол
зрения может быть определен как отношение размера экрана к расстоянию от экрана
до зрителя, а угол изображения объектива — как отношение размера кадра к фокусному
расстоянию объектива, то, следовательно, для получения правильного
перспективного впечатления оба эти соотношения должны быть одинаковыми, то есть
расстояние от экрана до зрителя должно быть во столько же раз больше ширины
экрана, во сколько фокусное расстояние киносъемочного объектива больше ширины
кадра, или другими словами — расстояние от экрана до зрителя должно содержать
число фокусных расстояний объектива, равное увеличению кадра на экране. Предыдущая Следующая
|