Предыдущая Следующая
В дистопической научно-фантастической
литературе виртуальная реальность представлялась в трёх вариантах: как более
или менее наркотическая зависимость ухода от боли и утомительности повседневного
существования; как замкнутое окружение, представляющееся ничего не
подозревающим его обитателям самой реальностью; как параллельная вселенная
оцифрованных форм и архитектуры, доступ в которую получается через специальный
интерфейс между компьютером и мозговым стволом. Формы первого типа возникли
под влиянием зрительных средств массового развлечения, а вторые две — в
результате научно-технических экспериментов после Второй мировой войны.
Вопросами виртуальной реальности после
Второй мировой войны занималась чаще всего американская научная фантастика.
Увлечение иконическим представлением или имитацией физической,
пространственной реальности проявляется не только в том, что в массовой
культуре центральное место заняли кино и телевидение, но и в увлечении такими
вещами, как восковые музеи, панорамы, тематические парки.
В 1961 г. консервативный историк Дэниэл Дж. Бурстин жаловался, что «создание иллюзий, наводнившее нашужизнь, стало бизнесом
Америки», и обвинял свою нацию во взращивании «экстравагантных ожиданий» с
постоянной потребностью в новых удовольствиях, ощущениях и способах
самоудовлетворения. Бурстин утверждает, что американцы «настолько привыкли к
нашим иллюзиям, что мы принимаем их за реальность». Наступление информационных
технологий с конца XIX века, включая фотографию, телефон, радио, телевидение,
изменило отношения американцев с природой и историей, отдав предпочтение
отредактированному и идеализированному варианту перед оригиналом. «Сам Большой
Каньон стал разочаровывающей репродукцией кодахромовского оригинала»
наблюдение, которое предвосхищает теории симуля- кров Бодрийяра.
«Возникает ощущение, что за хаосом
рынка, деградацией нравственности и т.п. кроется целевая стратегия, скажем,
еврейского заговора. Эта параноидальная вера приобрела особый размах с сегодняшней
дигитализацией нашей повседневной жизни, когда всё наше (социальное)
существование прогрессирующим образом эк- стернализуется-материализуется в
«большом Другом» (Лаканов- ском) компьютерной сети, легко представить
злоумышленника-про- граммиста, стирающего нашу дигитальную идентичность и таким
образом лишающего нас нашего социального существования, превращающего нас в
не-индивидов. Предыдущая Следующая
|