Предыдущая Следующая
Видимого и невидимого в такой же мере, что и эпопея
действия; герой действует лишь потому, что он видит видимое, а торжествует
победу лишь постольку, поскольку действует с интервалом или опаздывая на
секунду, которая позволила бы ему увидеть все («Винчестер-73» Энтони Манна).
Что же касается образа- эмоции, мы найдем его превосходные примеры в лице Жанны
д'Арк из фильма Дрейера, да и вообще в большинстве лиц, показываемых крупным
планом.
Фильм никогда не состоит из одного-единственного вида
образов: следовательно, монтажом мы называем сочетание трех их разновидностей.
Монтаж (в одном из своих аспектов) представляет собой схему взаимодействия
образов-движений, а следовательно, взаимодействие между образами-перцепциями,
образами-эмоциями и образами-действиями. Тем не менее, конкретный фильм - по
крайней мере, в своих простейших характеристиках — всегда отводит первенство
одному из типов образов: в соответствии с преобладающим типом монтажа, можно
говорить о монтаже активном, перцептивном или аффективном. Часто утверждали,
что Гриффит изобрел монтаж, создав именно монтаж действия. Однако монтаж и даже
кадрирование эмоций изобрел Дрейер, причем по иным законам, ведь «Страсти Жанны
д’Арк» — фильм почти исключительно аффективный. Вертов, возможно, является
изобретателем в собственном смысле перцептивного монтажа, который в дальнейшем
развивался во всех экспериментальных фильмах. С тремя видами монтажа можно
соотнести три разновидности пространственно обусловленных планов: множественный
план касается преимущественно образов-перцепций, средний план —
образов-действий, а крупный план — образов-эмоций. Но в то же время, по
замечанию Эйзенштейна, каждый из этих образов- движений представляет собой
определенную точку зрения на целое фильма, некую манеру улавливания целого,
которое становится аффективным в крупном плане, активным — в среднем плане и персептивным
в множественном плане, причем каждый из этих планов перестает быть пространственным
и сам становится «способом прочтения» фильма как целого. Предыдущая Следующая
|