Предыдущая Следующая
Вещь и перцепция вещи
Вещь и перцепция вещи — одно и то же, один и тот же
образ, но соотнесенный то с одной, то с другой системой отсчета. Вещь — это
образ, каким он является в себе и как он соотносится со всеми остальными
образами, чье интегральное воздействие он претерпевает и на которые он
немедленно реагирует. Но перцепция вещи — это все тот же образ, соотнесенный с
иным особым образом, который его кадрирует, удерживает лишь часть его
воздействия, а реагирует на него лишь опосредованно. Если так определить
перцепцию, она никогда не будет иной, нежели вещь, или больше вещи: напротив,
она всегда «меньше» вещи1. Воспринимая вещь, мы вычитаем из нее то, что нас не
интересует, в зависимости от наших потребностей. Под потребностью или интересом
следует разуметь линии и точки, что мы сохраняем от вещи по мере работы нашего
воспринимающего аппарата, а также действия, селекционируемые нами в зависимости
от задержанных реакций, на которые мы способны. Вот так и определяется первый
материальный момент субъективности: она связана с вычитанием, она вычитает из
вещи то, что не представляет интереса. Но и наоборот, в этих случаях требуется,
чтобы вещь представала в самой себе в виде перцепции, полной, непосредственной
и диффузной. Вещь является образом и на основании этого сама себя воспринимает,
как воспринимает и все остальные вещи по мере того, как подвергается их
воздействию и реагирует на него всеми своими гранями и во всех своих частях. К
примеру, атом воспринимает бесконечно больше нас, а в пределе воспринимает всю
вселенную — от точек, из которых исходят направленные на него действия, до
точек, куда идут исходящие от него реакции. Словом, вещи и перцепции вещей
представляют собой схватывания; однако вещи являются схватываниями тотальными и
объективными, а перцепции вещей — частичными и частными, субъективными.
Образцом для кино ни в коей мере не служит естественная
субъективная перцепция
Если образцом для кино ни в коей мере не служит
естественная субъективная перцепция, то причина здесь в том, что из-за подвижности
центров и изменчивости способов кадрирования ему всегда приходится
восстанавливать обширные ацентрические и декадрированные зоны: в таких случаях
оно стремится вернуться в первичный режим образов-движений, к универсальной
изменчивости, а также к тотальной, объективной и диффузной перцепции. В
действительности движение его является двунаправленным. С точки зрения,
занимающей нас в данный момент, мы отправляемся от тотальной объективной
перцепции, которая совпадает с вещью в субъективной перцепции, отличающейся от
первой в силу простой элиминации или обыкновенного вычитания. Такую
одноцентровую субъективную перцепцию и называют перцепцией в собственном смысле
слова. Таково первое перевоплощение образа-движения: когда мы соотносим его с
центром неопределенности, он становится образом-перцепцией. Предыдущая Следующая
|