Предыдущая Следующая
Здесь мы видим разрыв со всей предыдущей философской
традицией, которая сближала свет скорее с духом и воспринимала сознание как
светозарный пучок, извлекающий вещи из их изначальной тьмы. И феноменология еще
в полной мере была причастна этой стародавней традиции; она не считала свет
внутренним, но как бы открывала его наружу, что слегка напоминает уподобление
интенциональности сознания лучу электрической лампы (всякое сознание есть сознание
чего-то...). А вот для Бергсона все обстоит наоборот. Вещи светозарны сами по
себе, когда ничто их не освещает: всякое сознание есть нечто, оно сливается с
вещью, то есть со световым образом. Но речь тут идет о полноправном сознании,
рассеянном повсюду и непроявленном; о той самой фотографии, уже снятой и
проявленной во всех вещах и для всех точек, хотя и «просвечивающей». Если, в
конечном счете настоящее сознание образуется в плане имманентности в том или
ином месте вселенной, то объясняется это тем, что весьма конкретные образы
останавливают либо отражают свет, формируя черный экран, которого недоставало
пластинке. Словом, свет - это не сознание, а множество образов, иначе говоря:
свет, представляющий собой сознание, имманентен материи. Что же касается нашего
реального сознания, то это всего лишь непрозрачность, без которой «свет,
распространяясь беспрепятственно, никогда не был бы замечен». В этом отношении
различие между Бергсоном и феноменологией наиболее отчетливое.
Итак, план имманентности, или план материи, мы можем
определить как множество образов-движений, совокупность световых линий или
фигур, серию пространственно-временных блоков.
Что же происходит или может происходить в этой
ацентрической вселенной, где все реагирует на все? Мы не должны вводить в нее
иного, иноприродного фактора. И в таком случае то, что может происходить,
сводится к следующему: в каких угодно точках плана возникает интервал,
промежуток между действием и реакцией. Больше Бергсону ничего не нужно:
единицами его теории мироздания служат движения и интервалы между ними (именно
это в своей материалистической концепции кино отстаивал Вертов). Очевидно, что
такой феномен интервала возможен лишь в той мере, в какой план материи имеет в
виду время. Сточки зрения Бергсона, «отложенной» реакции, интервала достаточно
для характеристики такого типа образов, который хотя и объединяется с другими,
но все же весьма своеобычен: это живые образы, живая материя. В то время как
прочие образы действуют и реагируют на действия всеми своими гранями и во всех
своих частях, здесь мы имеем образы, встречающие действия лишь одной гранью или
определенными частями, а реагирующие на действия - лишь в иных частях и иными
частями. Эти образы можно назвать «расчетверенными». И прежде всего их
специализированная грань, которую впоследствии назовут рецептивной или
сенсорной, производит любопытную «обработку» влияющих на нее образов или
полученных ею возбуждений: она как бы изолирует некоторые из них - из тех, что
сбегаются к ней со всей вселенной и оказывают на нее совместное действие. Вот
откуда возникает возможность формирования закрытых систем, «картин». «Те
внешние воздействия, которые безразличны для живых существ, проходят сквозь
них, как бы не задерживаясь; остальные, обособляясь от первых, становятся восприятиями
в силу самого факта этого обособления». Такая операция сводится именно к
кадрированию: некоторые претерпеваемые живыми существами действия изолируются в
кадре, а следовательно, как мы увидим, являются предвосхищаемыми,
предощущаемыми. С другой же стороны, осуществляемые реакции уже не нанизываются
непосредственно на претерпеваемое действие: благодаря интервалу они становятся
отложенными, приобретают время на отбор элементов, их организацию или
интеграцию в новом движении, которое невозможно вывести из простого продления
полученного возбуждения. Подобные реакции, представляющие собой нечто
непредвиденное или новое, и называются «действиями» в собственном смысле слова.
Вот так живой образ становится «инструментом анализа по отношению к воспринятому
движению и инструментом селекции по отношению к движению выполненному».
Поскольку живые образы обязаны этой привилегией исключительно феномену
интервала или дистанции между воспринятым движением и движением выполненным,
они становятся «центрами неопределенности», возникающими в ацентрической
вселенной образов-движений. Предыдущая Следующая
|