Предыдущая Следующая
Фотография - это как бы продукт формовки: предзаданная
форма организует внутренние силы предмета так, что в определенный момент они
приходят в состояние равновесия (неподвижный срез). А вот модуляция по
достижении равновесия не останавливается, она непрестанно модифицирует форму,
делая ее изменчивой, текучей, временной. Именно таков образ-движение, который
Базен с этой точки зрения противопоставил фотографическому: «С помощью
объектива фотограф работает с настоящим световым отпечатком, то есть занимается
формованием Кино осуществляет парадокс: оно подражает времени объекта и
вдобавок получает отпечаток его длительности».
Что же происходило в эпоху неподвижной камеры?
Что же происходило в эпоху неподвижной камеры? Об этом
сказано немало. Во-первых, кадр определялся единственной и «лобовой» точкой
зрения, точкой зрения зрителя на застывшее множество, а значит, переменные
множества не сообщались между собой, и одни из них не отсылали к другим.
Во-вторых, план представлял собой чисто пространственную детерминированность и
обозначал «пространственный срез» на каком-то расстоянии от камеры — от крупного плана к
отдаленному (неподвижные срезы): следовательно, движение как таковое не
выделялось, а оставалось неразрывно привязанным к элементам, персонажам и
вещам, служившим его носителями или причиной. Наконец, целое сливалось с
множествами в глубинном измерении и показывалось так, как его пробегает
движущееся тело при переходе от одного пространственного плана к другому, от
одного параллельного среза к другому, и каждый из них был самостоятелен и
подлежал «отделке» независимо от других — следовательно, в кино не показывались
ни изменения, ни длительность в собственном смысле слова, поскольку
длительность подразумевает совершенно иную концепцию глубины, когда параллельные
зоны перемешиваются и смещаются, а не просто налагаются друг на друга. Таким
образом, на заре кинематографа не столько использовался образ- движение,
сколько образ в движении; и вот это-то первобытное кино и критиковал Бергсон. Предыдущая Следующая
|