Предыдущая Следующая
Раскадровка есть обусловленность плана
Раскадровка есть обусловленность плана, а план —
обусловленность движения, происходящего в закрытой системе между элементами или
частями множества. Но как мы уже видели, движение имеет отношение и к некоему
целому, которое по своей природе отличается от множеств. Целое — это то, что
изменяется, это Открытое или же длительность. Следовательно, движение выражает
изменение целого или же некий этап или аспект этого изменения, какую-либо длительность
или ее членение. Таким образом, у движения имеются две стороны, столь же
неотделимые друг от друга, как лицевая сторона и изнанка, лицевая и оборотная
стороны листа: это отношение между частями и влияние целого. С одной стороны,
оно модифицирует соответствующие позиции частей некоего множества, напоминающие
срезы, каждый из которых сам по себе неподвижен; с другой же стороны, оно само
— подвижный срез того целого, чье изменение оно выражает. С одной точки зрения
его называют относительным, с другой же — абсолютным. Возьмем фиксированный
план, где движутся персонажи: каждый из них изменяет свои позиции в
кадрированном множестве, однако же такие модификации были бы совершенно
произвольными, если бы они не выражали еще одного явления, находящегося в процессе
свершения, — качественного, пусть даже ничтожного, изменения в целом,
проходящем через всю их совокупность. Теперь возьмем план, где движется камера:
она может перемещаться от одного множества к другому, модифицировать позиции
каждого из множеств, но все это необходимо лишь в тех случаях, когда
относительные модификации выражают абсолютное изменение целого, проходящее
через эти множества. Скажем, камера следует за мужчиной и женщиной: они
поднимаются по лестнице, добираются до двери, которую открывает мужчина. Затем
камера покидает их и, отступая, дает один-единственный план. Далее камера
поднимается по внешней стене квартиры, вновь попадает на лестницу и спускается
по ней. Наконец, наша камера, пятясь, вырывается на тротуар и поднимается по
внешней стене дома до тусклого окна квартиры, демонстрируемой снаружи. В этом
движении, модифицирующем положения неподвижных множеств относительно друг
друга, не было бы необходимости, если бы оно не показывало событие, готовое
свершиться с минуты на минуту, изменение в целом, которое само проходит через
эти модификации: женщина вот-вот будет убита, в квартиру она вошла по своей
воле, но теперь ей не дождаться никакой помощи и убийство неотвратимо. Нам
скажут, что все это («Исступление» Хичкока) - пример эллипсиса в повествовании.
Но в данном случае не важно, есть ли эллипсис или нет, и даже есть ли
повествование. Здесь имеет значение то, что, каким бы ни был план, у него как
бы два полюса: он соотносится с множествами в пространстве, куда он вводит
модификации в отношениях между элементами или подмножествами; и с целым,
выражая абсолютные изменения его в длительности. Это целое никогда не
ограничивается эллиптичностью и нарративностью, хотя и может иметь такие
качества. Однако же план, каким бы он ни был, всегда имеет следующие два
аспекта: он показывает модификации относительных позиций во множестве или
множествах и выражает абсолютные изменения в некоем целом или же в глобальном
Целом. Одна сторона плана тяготеет к множеству, и он выражает модификации
частей множества; другая же его сторона тяготеет к целому, и он выражает его
изменение или хотя бы видоизменение. Отсюда — положение плана, который можно
абстрактно определить как промежуточное между кадрированием множества и
монтажом целого. План тяготеет то к полюсу кадрирования, то к полюсу монтажа.
План и есть движение, взятое в своем двояком аспекте: это перемещение частей
множества, протягивающегося в пространстве, но это и изменение целого,
преображающегося в длительности. Предыдущая Следующая
|