Предыдущая Следующая
Чтобы ответить на эти вопросы, надо помнить, что Делёз
ницшеанец, один из немногих последовательных ницшеанцев после Ницше. Его
основное устремление — продолжить философию в ее «несвоевременности», найти ее
место там, где она еще не успела обрести некую «реальность» в качестве
основания (ведь именно эта вводимая философами «реальность как таковая» есть,
по Ницше, то, что неявно уже сконструировано «высшими ценностями»). Кино
мыслится Делёзом именно как стихия движения и изменчивости, и в этом оно близко
ницшевской «воли к власти», понимаемой как движущее различие, стирающее
противопоставление господства и подчинения, силы и слабости, утверждения и
отрицания. «Воля к власти» есть само становление, то, что позже Делёз будет
описывать как «план имманентности».
«... Очень важно избежать искажения смысла в понимании
ницшевского принципа воли к власти, - пишет Делёз. - Принцип этот не означает
(по крайней мере, изначально), что воля хочет власти или вожделеет господства.
Если толковать волю к власти как "вожделение господства", это значит
подчинять ее установленным ценностям, во власти которых определять, кто может
быть "признан" самым могущественным в том или ином случае, в том или
ином конфликте. В подобном толковании нет понимания того, что воля к власти
означает пластический принцип всех наших ценностных суждений, скрытый принцип
создания новых, еще не признанных ценностей. Природа воли к власти, по Ницше,
не в том, чтобы вожделеть, не в том даже, чтобы брать, но в том, чтобы творить
и отдавать».
Кино — своеобразный материальный эквивалент
Итак, кино — своеобразный материальный эквивалент
ницшевской «воли к власти», место, где растворяется философия, взыскующая
смысла, где выходят на поверхность смутные образы, еще не закрепленные в
изображении, не обладающие никакой ценностью. Эти образы захватывают нас,
очаровывают, возвращают нам реальность, но это не реальность «как таковая», а
реальность желаний, тех сил, что вступают в отношения друг с другом и порождают
власть как абсолютное желание (а не только как частное желание господства). Но
именно потому, что материя кино есть пространство отношения сил перцепций
(интенсивностей), аффектов и желаний, незначительных (не имеющих ценности)
настолько, что они не могут быть опознаны субъектом восприятия в качестве
таковых, а, напротив, в своем взаимодействии формируют самого этого субъекта по
определенным правилам, — именно поэтому кино есть не просто «возвращение
реальности», не просто ее точное воспроизведение, но такое возвращение, когда
возвращается только частное, только отобранное желанием, или, как говорил Ницше
о «вечном возвращении», — «избирательное Бытие». Можно сказать, в кинематографе
возвращается только та реальность, которая фиксирует мир в становлении. Предыдущая Следующая
|