Предыдущая Следующая
С другой стороны, физическая или динамическая концепция
кадра вводит размытые множества, которые теперь подразделяются лишь на зоны или
участки. Кадр при этом становится объектом не геометрического деления, а
физических градуирований. Выглядит это так: интенсивные части кадра, играющие
ныне роль частей множества, да и само множество, образуют некую смесь, которая
присутствует на всех участках кадра, проходя через все степени освещенности и
затененности, по всей шкале светотени (Вегенер, Мурнау). Такова другая
тенденция экспрессионистской оптики (некоторым режиссерам, и экспрессионистам,
и неэкспрессионистам, присущи обе). Наступает час, когда уже невозможно
отличить зарю от сумерек, воздух от воды, а воду от земли во всеобщем хаосе
болота или бури. Здесь части различаются и соединяются по степени смешанности,
при непрерывной трансформации их смыслов. Множества не могут делиться на части
без того, чтобы всякий раз не изменять свой характер: это справедливо не по
отношению к делимому (divisible), и не по отношению к неделимому (indivisible),
но по отношению к, так сказать, «дивидуальному» (dividuel). Правда, то же самое
было уже и при геометрической концепции: она иногда подразумевала устроенность
кадров, обозначавшую в таких случаях смену характера кадра. Кинематографический
образ всегда «дивидуален». И решающим основанием для такого утверждения
является то, что экран, выполняя свою роль рамки кадров, наделяет общей мерой
то, у чего ее нет: отдаленный пейзажный план и крупный план лица, звездное небо
и каплю воды — части, у которых отсутствует общий знаменатель дистанции,
выделенности и света. Во всех этих направлениях кадр обеспечивает
детерриториализацию образа.
Кадр также соотносится с углом кадрирования
Кадр также соотносится с углом кадрирования. Происходит
это потому, что закрытое множество само по себе является оптической системой,
отсылающей к некоей точке зрения на совокупность частей. Разумеется, точка
зрения может быть или казаться необычной или даже парадоксальной: в кино
встречается и взгляд сверху вниз, и снизу вверх, с самой земли — всех точек
зрения не перечесть. Но они предстают как подчиненные прагматическому правилу,
действующему не только для повествовательного кино: чтобы избежать
бессодержательного эстетизма, им необходимо быть объяснимыми, обнаруживать
собственные нормальность и упорядоченность, будь, то с позиции более обширного
множества, включающего первое, либо с позиции элемента первого множества,
который поначалу остается незаметным, впрямую не данным. У Жана Митри описана
образцовая в этом отношении последовательность: в «Человеке, которого я убил»
Любича камера, движущаяся сбоку и на средней высоте, показывает сзади толпу
людей, пытается проскользнуть вперед, а затем останавливается на инвалиде, под
искалеченной ногой которого открывается вид на военный парад. Итак, камера
включает в кадр здоровую ногу, костыль, а под культей — парад. Вот уж
действительно необыкновенный угол кадрирования! Но мало того, на другом плане,
позади одноногого инвалида, показан другой калека, на этот раз — вовсе без ног,
и он смотрит парад именно так, тем самым актуализуя или осуществляя только что показанную
точку зрения1. Следовательно, угол кадрирования здесь оправдан. И все-таки это
прагматическое правило действует не всегда или, даже когда действует, всего не
объясняет. Для обозначения таких аномальных точек зрения, не совпадающих ни с
косвенной перспективой, ни с парадоксальным углом и отсылающих к другому
измерению образа, Бонитцер ввел весьма любопытное понятие «декадрирования» .
Примеры такого «декадрирования» можно найти в «режущих» кадрах Дрейера, в
лицах, срезанных по краю экрана в «Страстях Жанны д Арк». К тому же, как мы
увидим в дальнейшем, существуют пустые пространства в духе Одзу, кадрирующие
мертвую зону, и разрозненные пространства в стиле Брессона. Части всех этих
пространств между собой не согласуются, не поддаются никакому
повествовательному или, шире, прагматическому оправданию и, возможно, служат
подтверждением того, что визуальному образу, помимо функции зрительной, присуща
и функция чтения. Предыдущая Следующая
|