Предыдущая Следующая
Иррациональный цикл визуального и звукового элементов
соотнесен Зибербергом
Иррациональный цикл визуального и звукового элементов
соотнесен Зибербергом с информацией и ее преодолением. Искупление, искусство по
ту сторону сознания, также является творчеством по ту сторону информации.
Искупление приходит слишком поздно (здесь точка соприкосновения между
Зибербергом и Висконти), оно падает как снег на голову, когда информация уже
овладела речевыми актами, а Гитлер захватил миф или иррациональное немецкого
народа. Но «слишком поздно» — лишь негативная форма, это признак
образа-времени, такого, в котором время показывает стратиграфию пространства и
дает возможность услышать присущее речевому акту фантазирование. Жизнь, даже
выживание кино зависят от его внутренней борьбы с информатикой. На борьбу с ней
необходимо направить преодолевающий ее вопрос.
Остается подвести итог формированию этого образа-времени
в современном кино и обозначить новые знаки, которые он имеет или с которыми
сопряжен. Между образом-движением и образом-временем существует масса
переходных оттенков, почти неощутимых или даже смешанных. При этом невозможно
сказать, что один из них важнее, прекраснее или глубже другого. Можно лишь
утверждать, что образ- движение не дает нам образа-времени. Тем не менее он
дает нам множество сопряженных с ним вещей. С одной стороны, образ-движение
составляет время в его эмпирической форме, поток времени: последовательность
настоящих согласно внешним отношениям между «до» и «после», когда получается,
что прошлое — это прежнее настоящее, а будущее — грядущее настоящее.
Результатом не слишком глубокого размышления может быть вывод, что
кинематографический образ всегда располагается в настоящем времени. Но эта
идея, будучи усвоенной в готовом виде, является пагубной для какого бы, то ни
было понимания кино, и вину за эту ошибку несет не столько образ-движение, сколько
чересчур поспешная рефлексия. Ведь, с другой стороны, образ-движение уже
вызывает некий образ времени, отличающийся от него избыточностью либо
недостаточностью и располагающийся поверх или ниже настоящего как эмпирического
потока: тут время уже не измеряется посредством движения, но само задает ритм
или меру движения (метафизическая репрезентация). И ритм этот, в свою очередь,
имеет два аспекта, рассмотренных нами в предыдущем томе: это минимальная
единица времени как интервала движения либо тотальность времени как максимум
движения во вселенной. Утонченное и возвышенное... Однако же выходит, что и в
первом, и во втором аспекте время отличается от движения лишь как его косвенная
репрезентация. Время как поток истекает из образа-движения или из последовательных
планов. Но время как единица или тотальность зависит от монтажа, соотносящего
его опять же с движением или с последовательностью планов. Вот почему
образ-движение в своих основах сопряжен с косвенной репрезентацией времени и не
дает нам его непосредственной репрезентации, т. е. образа-времени. В таких
случаях единственная непосредственная репрезентация времени может быть в
музыке. Но в современном кинематографе, напротив, образ-время уже не является
ни эмпирическим, ни метафизическим, но «трансцендентальным», в том смысле,
какой это слово имеет у Канта: время «сходит с петель» и предстает в чистом
состоянии1. Образ-время имеет в виду не отсутствие движения (хотя зачастую
подразумевает его разреженность), но перевернутость субординации; уже не время
подчинено движению, а движение подчиняется времени. Уже не время истекает из
движения, из его нормы и из его исправленных аберраций, а движение как ложное,
аберрирующее движение теперь зависит от времени. Образ-время стал
непосредственным, тогда как время обнаружило новые аспекты, а движение стало
аберрирующим по сути, а не случайным образом, — монтаж обрел новый смысл, и в
послевоенный период сложился так называемый новый кинематограф. Сколь бы
тесными ни были его взаимосвязи с классическим кинематографом, современное кино
ставит вопрос: какие новые силы воздействуют на образ и какие новые знаки
заполняют экран? Предыдущая Следующая
|