Предыдущая Следующая
Но мы еще не разобрались с вопросом — что это, мозговое
творчество или, наоборот, неэффективность мозжечка? Новый автоматизм сам по
себе ничего не значит, если он не служит могучей, темной и целеустремленной
воле к искусству и если он не стремится раскрыться посредством непроизвольных
движений, этой воле тем не менее не противоречащих. Волю к изначальному
искусству мы уже определили через изменение, затрагивающее интеллигибельную
материю самого кино, а это — замена образа-движения образом-временем. В итоге
получается, что основой электронных образов должна служить опять-таки иная воля
к искусству или же такая основа должна содержаться в еще непознанных аспектах
образа-времени. Художник всегда находится в такой ситуации, что ему впору
сказать: «Я объявляю себя приверженцем новых средств», и тут же добавить:
«Боюсь, как бы эти новые средства не подавили все виды воли к искусству и не превратили
его в коммерцию, порнографию и что-то вроде гитлеризма...». Здесь важно то, что
кинематографический образ уже достиг эффектов, не похожих на электронные, но
имевших автономные и предвосхищающие функции в сфере образа-времени как воли к
искусству. Так, фильмам Брессона совершенно не свойственна потребность в
информатических или же кибернетических машинах; и, однако же, «моделью» здесь
служит современный психологический автомат, поскольку последний определяется
отношением к речевому акту, а не к движущему действию, в отличие от былых
времен (Брессон постоянно размышлял об автоматизме). Аналогично этому,
марионеточные персонажи Ромера, загипнотизированные герои Роб-Грийе, зомби у
Рене определяются в зависимости уже не от энергии и подвижности, а от речи и
информации. У Рене уже нет flashback^, но скорее присутствует обратная связь
(feedback) и сбои в обратной связи, для показа которых, однако, нет
необходимости в особом оборудовании (за исключением намеренно рудиментарного
случая из фильма «Люблю тебя... Люблю»). У Одзу дерзости монтажных согласований
под углом в 180° хватило для того, чтобы смонтировать образ «до последней точки
вместе с его изнанкой» и чтобы «план вывернулся наизнанку». Перемешиваются
направления и ориентации пространства, так что оно абсолютно утрачивает примат
вертикальной оси, который мог их обусловливать (так происходит в фильме Сноу
«Центральный район», где техническими средствами служат лишь камера и
вращающаяся машина, повинующаяся электронным звукам). И экранная вертикаль обладает
теперь лишь условным смыслом, ибо она перестает показывать нам мир в движении и
стремится стать непрозрачной поверхностью, получающей упорядоченные и
неупорядоченные информационные сигналы, при том что персонажи, предметы и речи
записываются на нее как «данные». Следовательно, читабельность образа делает
его независимым и от вертикальной позиции человека, какой она может быть в
газете. Альтернатива Базена, экран, исполняющий роль рамки картины или же каше
(окна), никогда не оказывалась достаточной, ибо существовали также и
кадр-зеркало в духе Офюльса, и кадр-обои в стиле Хичкока. Но когда экран
функционирует как таблица-сводка, таблица печати или информационная таблица,
образ непрестанно подвергается раскадровке, превращаясь в другие образы,
запечатлевается сквозь некую видимую основу, скользит по поверхности других
образов в «непрерывном потоке сообщений», а план как таковой теперь напоминает
не столько глаз, сколько перенасыщенный информацией мозг, продолжающий
непрестанно ее поглощать: так пары мозг-информация и мозг-город вытесняют пару
глаз-Природа2. В том же направлении шел и Годар («Замужняя женщина», «Две иди
три вещи, которые я о ней знаю»), даже до того, как начал пользоваться
видеосредствами. А в фильмах Штраубов, у Маргерит Дюрас и Зиберберга дизъюнкция
между звуковым и визуальным образами осуществляется с помощью
кинематографических средств или простейших видеоприборов, — так что никакого
обращения к новым технологиям не наблюдается. И происходит это не просто в силу
экономических соображений. Дело здесь в том, что новый духовный автомат и новые
психологические автоматы сперва зависят от эстетики, а потом уже от технологии.
Сначала образ-время обращается к изначальному порядку образов и знаков, а потом
уже электроника портит или, наоборот, активизирует его. Когда Жан-Луи Шефер
сравнивает принцип воздействия кино с гигантским духовным автоматом или
манекеном, нависшим над нашими головами, он справедливо пишет, что сегодня
определяющим фактором здесь является мозг, обладающий непосредственным и предшествующим
какой бы то ни было подвижности тела восприятием времени (даже если автомат
типа мельницы из дрейеровского «Вампира» все еще напоминает автомат из часовой
мастерской). Предыдущая Следующая
|