Предыдущая Следующая
Кино в аспекте психомеханики или как духовный автомат
отражается в собственном содержании
Кино в аспекте психомеханики или как духовный автомат
отражается в собственном содержании, в своих темах, ситуациях и персонажах. Но
отношения здесь непростые, поскольку эта рефлексия дает повод для
противопоставлений и инверсий в той же степени, что и для решений и примирений.
Такому автомату всегда свойственны два сосуществующих и взаимодополнительных
смысла, даже когда им приходится бороться между собой. С одной стороны, это
великий духовный автомат, знаменующий собой наивысшие проявления мысли, способ,
каким мыслит материя (в том числе, сама себя) прилагая фантастические усилия,
чтобы достичь автономии; как раз в этом смысле Жан-Луи Шефер пишет, что кино —
некий гигант, стоящий над нами, большая игрушка, манекен или машина,
механический и нерожденный человек, приостанавливающий мир1. Но, с другой
стороны, духовный автомат является также и автоматом психологическим, и он уже
не зависит от экстериорного не потому, что он автономен, но оттого, что он
лишен собственной мысли и повинуется внутреннему импринтингу, развертывающемуся
лишь в видениях или рудиментарных действиях (от грезящего к сомнамбуле и
наоборот, через посредство гипноза, внушения, галлюцинаций, навязчивых идей и
т. д.). Существует нечто присущее лишь кинематографу и не имеющее ничего общего
с театром. Если кино — автоматизм, ставший духовным искусством, то это в первую
очередь касается образа-движения, сопоставляемого с автоматами не случайным
образом, а по сути. Французская школа не только вообще не утратила привязанности
к маятникообразным автоматам и персонажам из часовых мастерских, но и занялась
автоматами движущимися, по примеру американской и советской школ. Система
«человек-машина» варьирует в зависимости от конкретных случаев, но ее
неизменная цель — постановка вопроса о будущем. Предыдущая Следующая
|