Предыдущая Следующая
У Годара «разнузданный» (это слово впервые употребил
Арто) образ становится серийным и атональным в точном смысле слова. Проблема
взаимоотношений между образами состоит уже не в том, чтобы знать, «идет» ли
что-либо или же «не идет», согласно требованиям обертонов или разрешенным
аккордам, но в том, чтобы узнать, «Как идут дела». Будучи вот этим или же вон
тем, «как дела» определяет состав серий, их иррациональных купюр, их
диссонирующих аккордов, их «разнузданных» связок. И каждая серия, в свою
очередь, отсылает к некоему способу ведения или же говорения, которые могут относиться
к расхожему мнению, оперирующему лозунгами, но также и к мнению некоего класса,
некоего вида людей, или же типичного персонажа, оперирующего тезисами,
гипотезами, парадоксами или даже дурной хитростью, галиматьей. Каждая серия
представляет собой способ, коим автор косвенно самовыражается в
последовательности образов, которые могут быть атрибуированы кому-либо другому,
или же, наоборот, способ, каким косвенно выражается нечто или некто в ведении
автора, считающегося «другим». Как бы там ни было, больше не существует
единства режиссера, персонажей и мира в том виде, как его гарантировал
внутренний монолог. Наличествует формирование «несобственнопрямой речи»,
несобственно-прямого видения, плавающего от одних к другим, - в силу ли того,
что режиссер самовыражается через посредство автономного и независимого
персонажа, иного, нежели автор, или любая зафиксированная автором роль, — тогда
как сам персонаж говорит и действует так, как если бы его собственные слова и
поступки уже были сообщены неким «третьим». Первый случай касается кино,
неправильно называемого «прямым», и представители его — Руш и Перро; второй
случай — так называемое атональное кино, например, Брессона и Ромера1. Словом,
Пазолини проникся глубочайшей интуицией современного кино, когда охарактеризовал
его как скольжение почвы, нарушающее единообразие внутреннего монолога, чтобы
заменить его разнообразием, «извращенностью» и инаковостью несобственно прямой
речи. Предыдущая Следующая
|