Предыдущая Следующая
Чем ситуация, в которой они оказались: тем самым японский
режиссер выходит за рамки знания, но также и преодолевает условия действия. Он
достигает чисто оптического мира, где речь идет о том, что необходимо стать
ясновидящим, совершенным «идиотом». Глубина Уэллса того же типа и выстраивается
по отношению не к препятствиям или к скрытым предметам, а к свету,
показывающему нам существа и предметы сообразно их собственной тусклости.
Ясновидение как будто заменяет зрение, а «lux» — «lumen» (в средние века словом
lux назывался свет божественный и нетварный, а lumen — природный и сотворенный.
— Прим. пер.). В тексте, чьи выводы годятся не только для плоских образов
Дрейера, но и для глубины Уэллса, Даней пишет: «Вопросом этой сценографии
является уже не "что можно увидеть сзади?" А, скорее: "Смогу ли
я удержать взглядом то, что я как-никак вижу?" И то, что развертывается в
одном-единственном плане?». «То, что я как-никак вижу» представляет собой
формулу невыносимого. В ней выражены новые отношения мысли с видением, или с
источником света, непрестанно выводящим мысль за ее рамки, за пределы знания и
действия.
Проблему характеризует то, что она неотделима от некоего
выбора
Проблему характеризует то, что она неотделима от некоего
выбора. Так, в математике разделение прямой линии на две равные части представляет
собой проблему в силу того, что эту прямую можно разделить и на неравные части;
вписывание равностороннего треугольника в круг представляет собой проблему,
тогда как вписывание прямого угла в полукруг — теорема, поскольку всякий угол в
полукруге является прямым. И вот, когда проблема направлена на экзистенциальные
детерминации и уже не на математику, мы прекрасно видим, что выбор все больше
отождествляется с живой мыслью, с бездонными глубинами решения. Выбор имеет в
виду не ту или иную связку, а способ существования выбирающего. Таков был смысл
уже знаменитого пари Паскаля: проблема в выборе не между существованием или
несуществованием Бога, а между способом существования того, кто в Бога верит, и
того, кто в Него не верует. Кроме того, здесь «задействовано» гораздо большее
количество возможных способов существования: например, тот, кто считает
существование Бога теоремой (набожный); тот, кто не умеет или не может выбирать
(нерешительный, скептик)... Словом, выбор простирается на сферу, столь же громадную,
как и мысль, ибо движется от «невыбора» к выбору и сам осуществляется в
промежутке между выбиранием и его отсутствием. Кьеркегор извлек отсюда
разнообразнейшие последствия: выбор, располагаясь в промежутке между выбором и
невыбором (и всеми их вариантами), отсылает нас к некоему абсолютному отношению
с внешним, по ту сторону даже интимного психологического сознания, но также и
за пределы относительного внешнего мира, и только он способен вернуть нам мир и
личное «я». Ранее мы видели, каким образом кино, вдохновлявшееся христианством,
не довольствовалось применением этих концепций, но обнаруживало их как наиболее
возвышенную тему фильмов (у Дрейера, Брессона и Ромера): тождество мысли
выбору, как детерминация недетерминируемого. Героиня фильма «Гертруда» проходит
через все эти состояния, находясь между отцом, который говорит, что в жизни
выбора не бывает, и другом, пишущим книгу о выборе. Страшный человек блага или
благочестивый (тот, для кого не существует выбора); нерешительный или
равнодушный (тот, кто не умеет или не может выбирать); страшный человек зла
(тот, кто выбирает в первый раз, но не может делать выбор впоследствии, не
может повторить собственный выбор); наконец, человек выбора или верования (тот,
кто выбирает выбор или неоднократно повторяет его): таково кино способов
существования, сопоставления этих способов и их соотнесения с внешним, от коего
зависят сразу и мир, и «я». Определяется ли эта внешняя точка благодатью или же
случаем? Ромер, в свою очередь, прошел кьеркегоровские этапы жизненного пути:
эстетическую стадию в «Коллекционерше», этическую стадию в «Удачном замужестве»
и религиозную стадию в «Моей ночи у Мод» и, особенно, в «Парсифале»1. Сам
Дрейер прошел различные стадии — от слишком большой уверенности благочестивого,
от безумной уверенности мистика, от неуверенности эстета, до простой веры
умеющего выбирать (и возвращающего мир и жизнь). Брессон обратился к
паскалевскому стилю, чтобы обрисовать человека блага, человека зла,
нерешительного, но также и человека благодати или осознанного выбора (отношения
с внешним, «ветер где хочет, там и веет»). И во всех трех случаях речь идет не
просто о содержании какого-либо фильма: именно киноформа, на взгляд этих
режиссеров, способна открыть нам высочайшую детерминацию мысли, выбор, эту
точку, расположенную глубже, нежели какая бы то ни было связь с миром.
Следовательно, Дрейер устанавливает господство плоского и усеченного образа
мира, Брессон — господство образа бессвязного и фрагментированного, а Ромер —
образа кристаллического или миниатюризованного лишь для того, чтобы достичь
четвертого или пятого измерения Духа, который веет, где хочет. У Дрейера, у
Брессона и у Ромера — тремя различными способами - кинематограф духа столь же
конкретен, захватывающ и более занимателен, чем любой другой (ср. комическое у
Дрейера). Предыдущая Следующая
|