Предыдущая Следующая
— но еще дальше
следует новый человек, Заратустра, художник, или брызжущая через край жизнь1.
Это всего лишь небольшой шанс — настолько вероятно, что нигилизм победит,
исчерпанная жизнь — овладеет Новым с самого его возникновения, а готовые формы
приведут к окаменению метаморфоз и восстановят оригиналы и копии. Хрупка
потенция ложного, представленная в виде аллегории с лягушками и скорпионами. Но
это единственный шанс искусства и жизни, и шанс ницшеанский, мелвилловский, бергсонианский,
уэллсовский... В «Хронополисе» Камлера показано, что элементам времени
необходима необычная встреча с человеком, и лишь тогда состоится появление
чего-то нового.
По ту сторону описания
По ту сторону описания и повествования существует еще и третья
инстанция: рассказ. Попытаемся дать ему рабочее определение подобно тому, как
мы определяли прочие инстанции, т. е. не учитывая фактора речи. На наш взгляд,
рассказ касается обобщенных взаимоотношений между субъектом и объектом, а также
развития этих отношений (тогда как повествование имеет отношение к
развертыванию сенсомоторной схемы). В этом случае модель истины находит свое
полное выражение уже не в сенсомоторной связи, а в «приравнивании» субъекта к
объекту. Уточним теперь, что такое субъект и объект в условиях кинематографа.
Объективным условно называют то, что «ви-
Великая теория о фальсификаторах, изобретенная Ницше,
появилась в книге IV «Заратустры»: среди них мы узнаем государственного
деятеля, служителя религиозного культа, моралиста, ученого... Каждому
соответствует своя потенция ложного; кроме того, они неотделимы друг от друга.
Даже «правдивый человек» представляет собой первую потенцию лжи, при своем
развитии проходящую через остальные. Художник, в свою очередь, также является
фальсификатором, - но ему присуща последняя потенция ложного, ибо он стремится
не «принять» некую форму (будь то форма Истины, Блага и т. д.), а совершить
метаморфозу. Воля как воля к власти, следовательно, имеет две крайние степени,
два полярных состояния жизни: с одной стороны, «воля-хищение» или
«воля-господство», с другой же стороны, воля, тождественная становлению и
метаморфозе, «добродетель дающая». Ницше смог назвать себя создателем истины со
второй точки зрения, хотя его критика Истинного полностью сохраняет свою силу. Предыдущая Следующая
|