Предыдущая Следующая
А суть вот в чем: каким образом новый режим образа
(непосредственный образ-время) работает с чисто оптическими и звуковыми (т. е.
кристаллическими) описаниями и фальсифицирующим (т. е. чисто «хроническим»)
повествованием? Дело в том, что описание перестает предполагать некую
реальность, а повествование — отсылать к некоей форме истинного в одно и то же
время: пример — «Документатор» Аньес Варда: в документальном фильме описываются
ситуации только оптико-звукового характера (стены, город), фабула говорит лишь
об устранении истинного, а камера фиксирует бессвязные жесты героини. И,
несомненно, каждый великий режиссер по-своему понимает описание, повествование
и отношения между ними1. К тому же визуальное и речевое каждый раз вступают в
новые отношения. И, как мы увидим, дело здесь в том, что вмешивается еще и
третий элемент, отличающийся и от описания, и от повествования, — это рассказ.
Но если придерживаться первых двух инстанций, то придется констатировать, что
после новой волны подавляющее превосходство принадлежит им. Неореалистическая революция
еще сохраняла уважение к каким-то формам истинного, хотя и сильно их обновила,
а некоторые режиссеры в ходе своей эволюции от них избавились (Феллини и даже
Висконти). Однако новая волна намеренно порвала с формами истинного и заменила
их жизненными потенциями, возможностями кинематографа, которые считаются более
глубокими. Если мы будем искать, откуда возникла новая волна, или попытаемся
найти влияние Годара в некоторых совсем недавних фильмах, то немедленно
обнаружим черты, которых достаточно для определения наиболее очевидного
аспекта. В «Лжебеглецах» Бергала и Лимозена излагается история человека в
автомобиле, который нечаянно задавил другого и спасся бегством; затем он
предпринимает расследование, все ближе узнавая дочь своей жертвы, и при этом никто
не знает, чего он хочет. Но повествование развивается не органическим путем, а
скорее так, как если бы бегство виновного в дорожно-транспортном происшествии
скользило вдоль некоей цепи, каждый раз претерпевая метаморфозы, встречая
персонажей-фальсификаторов, каждый из которых, в свою очередь, действует как
лжебеглец (всего их восемь), — до того момента, как происшествие обращается в
другую сторону, и изначальный свидетель, в свою очередь, становится
преступником, а последний беглец с места преступления умирает в снегу, — тогда
как круг замыкается телефонным звонком, в котором об этой последней смерти
сообщают первому персонажу. Это фальсифицирующее повествование то и дело
прерывается странными сценами, у которых нет иной функции, кроме чисто описательной:
мужчина звонит девушке, ухаживающей за маленьким ребенком, исключительно ради
того, чтобы она описала ему квартиру, в которой находится; затем он просит
девушку, чтобы она пришла навестить его, и все это просто так, ибо, строго
говоря, навещать некого, поскольку в этот момент вместе с подругой он
собирается войти в кинотеатр; девушка же отвечает ему «услугой за услугу» и
просит оставаться дома, а сама, в свою очередь, попросту идет гулять с
подругой. Фильм Дуайона «Пиратка» снят совершенно иначе, но основа у него та
же: любовь между тремя персонажами, которые хотят, чтобы их «судили», но в
итоге встречают лишь взгляд девочки с чисто описательной функцией и попадают в
интригу, начатую детективом, которого, в свою очередь, занимает вопрос, какую
историю он может из всего этого извлечь. Страсть становится существеннейшим
элементом такого кинематографа, поскольку, в отличие от фильмов действия, он
связывает фальсифицирующие повествования с чистыми описаниями. Предыдущая Следующая
|