Предыдущая Следующая
Потенции ложного
Теперь мы можем противопоставить пункт за пунктом два
режима образа: органический и кристаллический, или, говоря более обобщенно,
кинетический и временной. Первый пункт касается описаний. Будем называть
«органическим» описание, предполагающее независимость собственного объекта. Мы
не будем устанавливать, действительно ли объект независим; не станем
устанавливать, касается ли эта независимость внешнего или же декора. Отметим,
однако, то, что описываемая среда (будучи декором или внешним) определяется как
независимая от ее описания, производимого камерой, и считается предсуществующей
реальностью. «Кристаллическим» же описанием мы будем называть, напротив, такое,
которое играет роль собственного объекта, — то есть, по выражению Роб-Грийе,
сразу и замещает, и творит, и стирает его, и к тому же уступает место другим
описаниям, противоречащим предшествующим, смещающим и изменяющим их. Теперь
само описание формирует единственный объект, распавшийся и размноженный. Мы
видим это явление в самых различных областях, в уплощенных видах и ровном цвете
в музыкальной комедии, во «фронтальных антиперспективных прозрачностях» у
Зиберберга. Случаются и переходы от одного режима к другому, как в фильме
Итикавы «Месть актера», где желтый туман постепенно рассеивается и переходит на
раскрашенный холст. Но различие не касается декора и натуры. Неореализм и новая
волна непрестанно прибегали к натурным съемкам, чтобы извлечь чистые описания,
развить творческую и разрушительную функции. Действительно, органические
описания, предполагающие независимость квалифицированной среды, служат для
определения сенсомоторных ситуаций, — а описания кристаллические и образующие
собственный объект отсылают к чисто оптическим и звуковым ситуациям, отделенным
от их моторного продолжения: это уже кинематограф видящего, а не действующего.
Второй пункт вытекает из первого и касается отношений между
реальным и воображаемым. В органическом описании предполагаемая реальность
распознается по своей континуальности, которая подчас бывает даже прерывистой;
по восстанавливающим ее монтажным согласованиям; по законам, обусловливающим
разные виды после-довательности, одновременности и постоянства: это режим
локализуемых отношений, актуальных цепочек, законных, причинно обусловленных и
логических связей. Этот режим, очевидно, включает ирреальное, воспоминания,
грезы и воображаемое, но через оппозицию. Воображаемое фактически предстает
здесь в виде каприза и в форме прерывности, когда каждый образ перестает
согласовываться с тем, в который он преобразуется. Это можно назвать вторым
полюсом существования, который определяется чистой явленностью сознанию, а уже не
законными связями. Образы такого типа актуализуются в сознании в зависимости от
потребностей актуального настоящего или же кризисов реального. Фильм может быть
целиком составленным из образов-грёз, которые сохранят способность к
непрерывному рассогласованию и постоянным метаморфозам, противопоставляющую их
образам-реальности. Органический режим, стало быть, имеет эти два способа
существования, как два полюса, находящиеся во взаимной оппозиции: цепочки
актуального с точки зрения реального, актуализации в сознании с точки зрения
воображаемого. Совершенно иначе выглядит кристаллический режим: актуальное
оторвано от своих моторных продолжений, реальное — от своих законных связей, а
виртуальное, со своей стороны, отделяется от собственных актуализаций и обретает
самостоятельную ценность. Два способа существования теперь объединяются в
круге, где реальное и воображаемое, актуальное и виртуальное преследуют друг
друга, меняются ролями и становятся неотличимыми1. Теперь мы можем определить
образ-кристалл точнее: это слипание некоего актуального образа и его
виртуального образа, неразличимость двух выделяемых образов. Переходы от одного
режима к другому, от органического к кристаллическому, могут происходить
неощутимо, а на переходных участках иногда возникают сочетания режимов
(например, у Манкевича). Тем не менее существуют два режима, и природа их
различна. Предыдущая Следующая
|