Предыдущая Следующая
Виртуальный образ
Виртуальный образ (чистое воспоминание) не является ни
психологическим состоянием, ни сознанием: он существует за пределами сознания,
во времени, и нам так же ни к чему доказывать виртуальное присутствие чистых
воспоминаний во времени, как и актуальное существование не воспринимаемых
объектов в пространстве. В заблуждение нас вводит то обстоятельство, что
образы-воспоминания и даже образы-грезы или мечты неотступно преследуют
сознание, непременно наделяющее их капризным или неровным характером, так как
они актуализуются в соответствии с его сиюминутными нуждами. Но, задавшись
вопросом, куда сознание отправляется искать эти образы-воспоминания,
образы-грезы или мечты, которые оно пробуждает в себе применительно к
собственным состояниям, мы с неизбежностью придем к чистым виртуальным образам,
и тогда только что упомянутые виды образов можно счесть разновидностями или
степенями их актуализации. Подобно тому, как мы воспринимаем вещи там, где они
находятся, и по аналогии с тем, что ради перцепции нам следует расположиться в
вещах, мы должны искать воспоминание там, где оно находится, мы должны «единым
махом» очутиться в прошлом вообще, в чисто виртуальных образах, непрестанно
откладывающихся вдоль нити времени. И как раз в прошлом как таковом, в прошлом,
как оно сохраняется «в себе», мы и будем искать наши мечты или воспоминания, а
не наоборот1. Только при таком условии образ-воспоминание будет отмечен знаком
прошлого, который отличит его от другого образа, например, от образа-грезы, и
это будет отчетливым знаком временной перспективы: такой знак можно почерпнуть
в «изначальной виртуальности». Именно поэтому ранее мы могли уподоблять
виртуальные образы ментальным, образам-воспоминаниям, грезам или мечтам: все
эти решения были недостаточными, хотя и приближали нас к правильному решению.
Более или менее крупные, однако, всегда относительные круги между настоящим и
прошлым отсылают, с одной стороны, к малому внутреннему кругу между настоящим и
его собственным прошлым, между актуальным образом и его виртуальным образом; с
другой же стороны, к все углубляющимся виртуальным кругам, каждый раз
мобилизующим все прошлое, но при этом относительные круги в них погружаются или
окунаются, а затем обретают актуальные очертания и подводят собственные
предварительные итоги. Образ-кристалл обладает двумя следующими аспектами: внутренним
пределом всех относительных кругов, но также и внешней, переменной и деформируемой
оболочкой, находящейся у пределов мира и даже за пределами мировых движений.
Микроскопический зародыш кристалла и гигантская кристаллизуемая вселенная — все
включено в потенцию расширения множества, образуемого зародышем и вселенной.
Воспоминания, грезы и даже миры представляют собой не более чем внешне
соотносимые круги, зависящие от вариаций этого Целого. Это степени или
разновидности актуализации, ступенчато располагающиеся между двумя высшими
точками актуального и виртуального: актуальное и его виртуальное на малом
круге, расширяющиеся виртуальности внутри углубляющихся кругов. И малый
внутренний круг сообщается с глубинами непосредственно, сквозь круги,
являющиеся лишь относительными. Предыдущая Следующая
|