Предыдущая Следующая
Старое проклятие подтачивает кино — деньги, то есть
время.
Старое проклятие подтачивает кино — деньги, то есть
время. Если справедливо, что движение в качестве своего инварианта предполагает
совокупность обменов или же некую эквивалентность и симметрию, то время по
своей природе представляет собой заговор, направленный на неравенство обмена
или на невозможность его эквивалентности. Именно в этом смысле время — деньги:
из двух формул Маркса формулой эквивалентности является Т-Д-Т, а Д-Т-Д' —
формула невозможной эквивалентности, или же мошеннического и асимметричного
обмена. В фильме «Страсть» Годар поставил как раз эту проблему обмена. И если
Вендерс - как мы видели в первых его фильмах — относился к камере, как к
обобщенному эквиваленту любого поступательного движения, то в «Положении вещей»
он обнаруживает невозможность установления эквивалентности между камерой и
деньгами, ибо время — штука того же порядка, что и деньги или денежное
обращение. В одной своей поразительной и насмешливой лекции Л'Эрбье сказал:
поскольку пространство и время в современном мире непрерывно дорожают,
искусству давно следовало бы стать индустриальным и международным, т. е.
превратиться в кинематограф, чтобы покупать пространство и время, как
«воображаемые права человеческого капитала». Не став эксплицитной темой шедевра
«Деньги», это сделалось его имплицитной темой (в фильме с таким же названием
Брессон под воздействием Толстого демонстрирует, что, поскольку деньги
принадлежат к порядку времени, они делают невозможными любое возмещение зла,
какую бы то ни было эквивалентность или же справедливое воздаяние — если это не
происходит по благодати). Словом, в одном и том же акте кино сталкивается со
своей глубочайшей внутренней предпосылкой, деньгами, а образ- движение уступает
место образу-времени. Фильм в фильме выражает именно адский круг, формируемый
образом и деньгами, инфляцию, вкладываемую временем в обмен, «потрясающее
вздорожание». Фильм есть движение, но фильм в фильме — это деньги, т. е. время.
Тем самым образ-кристалл обретает принцип, на котором он основан: непрестанно
отбрасывать и усиливать этот асимметричный, неравный и неэквивалентный обмен,
производить образы взамен денег, а время — взамен образов, конвертировать
время, свою прозрачную грань, в деньги, а деньги, тусклую грань, во время: это
напоминает вращение волчка. Итак, с фильмами будет покончено, когда денег
больше не останется... Предыдущая Следующая
|