Предыдущая Следующая
— в роскошном
кругу образов, мелькание которых становится все более стремительным, два
корабля взрываются и идут на дно, отдавая морю, этой всегда аморфной среде, то,
что ей причитается — грустного носорога, который может сойти за Моби Дика.
Таков взаимно отражающийся образ, таков цикл «корабль-кристалл», фоном которого
служит живописно-музыкальный конец света; один из последних жестов - поступок
юной фанатичной террористки, которая не может отказать себе в удовольствии
бросить бомбу в узкую амбразуру темного корабля.
Судно может быть еще и кораблем мертвецов, и нефом
обычной часовни, своего рода местом обмена. Виртуальное выживание мертвецов
может актуализоваться, но не происходит ли это за счет нашего существования, в
свою очередь становящегося виртуальным? Мертвые ли принадлежат нам, или же мы
мертвым? И какова природа нашей любви к ним — направлена она против живых или
же существует ради жизни и вместе с жизнью? Прекрасный фильм Трюффо «Зеленая
комната» организован по четырем граням, образующим примечательный зеленый
кристалл, изумруд. Наступает момент, когда герой прячется в комнатушке с
зелеными матовыми окнами и зелеными же отсветами и начинает вести в ней тусклую
жизнь, о которой невозможно сказать — среди живых она или среди мертвых. А в
кристалле часовни мы видим тысячи свечей, целый огненный куст, которому всегда
недостает лишь одной ветви, чтобы составить «совершенную фигуру». И всегда
будет не хватать последней свечи — того или той, кто смог зажечь лишь
предпоследнюю, в нередуцируемом упорстве жизни, делающей кристалл бесконечным.
Кристалл — это выражение.
Кристалл — это выражение. Выражение движется от зеркала к
зародышу. Это все тот же круг, проходящий через три фигуры — виртуальное и
актуальное, прозрачное и тусклое, зародыш и среду. Ибо, с одной стороны,
зародыш представляет собой виртуальный образ, который впоследствии
кристаллизует актуально аморфную среду; но, с другой стороны, последняя должна
обладать виртуально кристаллизуемой структурой, по отношению к которой зародыш
теперь выступает в роли актуального образа. Здесь опять же актуальное и
виртуальное обмениваются между собой, создавая неразличимость, в которой каждый
раз сохраняется отчетливая выделяемость. В знаменитой последовательности кадров
из «Гражданина Кейна» стеклянный шарик разбивается, выпадая из рук умирающего,
но находившийся в нем снег как бы летит к нам на крыльях бури, чтобы
оплодотворить открываемые нами среды. Мы заранее не знаем, суждено ли
виртуальному зародышу («Rosebud») актуализоваться, потому что нам заранее
неведомо, имеется ли у актуальной среды соответствующая виртуальность.
Возможно, именно так следует понимать великолепие образов из фильма Херцога
«Стеклянное сердце», как и двойственные аспекты этого фильма. Поиски
алхимического сердца и тайны, красного кристалла, неотделимы от поисков границ
космоса, подобно тому, как высочайшее напряжение духа неотделимо от наиболее
глубокой ступени реальности. Но огню кристалла необходимо передаться всей
мануфактуре для того, чтобы и мир, со своей стороны, перестал быть уплощенной
аморфной средой, останавливающейся на краю бездны, — и обнаруживал в себе
бесконечные кристаллические возможности («земля всплыла из вод, я вижу новую
землю...»). Как раз Херцог в этом фильме воздвиг величайшие в истории кино
образы-кристаллы. Аналогичные попытки, возобновляемые от фильма к фильму, но
всякий раз не производящие впечатление завершенности, были и у Тарковского:
так, «Зеркало» строит вращающийся кристалл, двугранный, если мы соотнесем его с
невидимым взрослым персонажем (мать и жена), и четырехгранный, если соотнести
его с четырьмя видимыми парами (его мать и он в детстве; его жена и ребенок). И
кристалл вращается вокруг собственной оси, словно щуп геологического
инструмента, вопрошающий тусклую среду: что же такое Россия, что такое
Россия...? А зародыш как будто застыл в этих погруженных в воду, омытых, с
трудом просвечивающих образах с то голубоватыми, то коричневыми гранями, тогда
как зеленая среда предстает под дождем в виде хранящего свой секрет жидкого кристалла.
Можно ли утверждать, что в ответе на наш вопрос, который дает мягкая планета из
фильма «Солярис», будут примирены океан с мыслью, а среда с зародышем, ибо в
нем даны сразу и прозрачная грань кристалла (обретенная жена), и
кристаллизуемая форма вселенной (обретенное жилище)? «Солярис» не дает повода
для такого оптимизма, а «Сталкер» придает среде тусклость неопределенной зоны,
а зародышу — болезненность выкидыша и мрачный смысл закрытой двери. Акварели
Тарковского (женщина, моющая волосы у влажной стены в «Зеркале»), ритмизующие
каждый фильм дожди, столь же интенсивные, как у Антониони или Куросавы, но
выполняющие другие функции, непрестанно наводят на вопрос: какой горящий куст,
какой огонь, какая душа, какая губка осушат эту землю? Серж Даней заметил, что,
продолжая Довженко, некоторые советские режиссеры (или же восточноевропейские,
например, Занусси) сохранили склонность к тяжелым видам материи, к густым
натюрмортам, каковые, в силу воздействия образа-движения, оказались из западного
кино, наоборот, исключены. В образе-кристалле присутствуют взаимные поиски
материей и духом друг друга, проходящие вслепую и ощупью, и происходит это по
ту сторону образа-движения, «которому мы еще поклоняемся». Предыдущая Следующая
|