Предыдущая Следующая
собно выступить в роли виртуального образа. На первый
взгляд, требуемыми качествами обладает то, что Бергсон называет
«образом-воспоминанием». Разумеется, образы-воспоминания вмешиваются уже в
автоматическое узнавание: их место в промежутке между возбуждением и реакцией,
поскольку они тем самым способствуют наладке моторного механизма и усилению его
с помощью психологической причинности. Но тогда получается, что в
автоматическое узнавание они вмешиваются лишь случайно и вторично, тогда как
при узнавании внимательном они главенствуют: последнее и происходит благодаря
им. Иными словами, образы-воспоминания порождают совершенно новый смысл
субъективности. Мы видели, что субъективность проявляется уже в
образе-движении: она возникает, когда есть промежуток между движением
воспринятым и осуществленным, действием и реакцией, возбуждением и ответом,
образом- перцепцией и образом-действием. И если эмоция представляет собой также
одно из измерений этой субъективности первого рода, то причина здесь в том, что
она принадлежит промежутку, составляет его «внутреннее», как бы занимает его,
но не наполняет и не переполняет. В субъективности же второго рода
образ-воспоминание заполняет промежуток и фактически переполняет его, так что к
перцепции этот образ подводит нас индивидуально — вместо того, чтобы продлевать
ее в родовом движении. Образ- воспоминание получает выгоду от промежутка и
предполагает его, так как в него помещается, однако он иной природы.
Следовательно, субъективность обретает новый смысл, уже не моторный и
материальный, а временной и духовный: она «добавляется» к материи, а уже не
растягивает ее; это образ-воспоминание, а уже не образ-движение.
Отношения между актуальным образом и
образом-воспоминанием всплывают во flashback'e
Отношения между актуальным образом и
образом-воспоминанием всплывают во flashback'e. Это как раз и есть тот
замкнутый круг, что идет из настоящего в прошлое, а потом возвращает нас в
настоящее. Или, возможно — как в фильме Карне «День начинается», — это
множество кругов, каждый из которых пробегает свою зону воспоминаний, а затем
возвращается во все более углубленное и безысходное состояние настоящей
ситуации. Герой Карне в конце каждого круга оказывается в комнате отеля,
окруженной полицией, каждый раз оказываясь все ближе к фатальному исходу
(разбитые оконные стекла, дырки от пуль на стене, последовательность
сигарет...). Как бы там ни было, понятно, что flashback является приемом
условным и привходящим: о нем, как правило, сообщает зрителю наплыв, а вводимые
им образы часто накладываются друг на друга или клишируются с помощью растра.
Это нечто вроде таблички: «Внимание! Воспоминание». Предыдущая Следующая
|