Предыдущая Следующая
В этой точке все опрокидывается. Сенсомоторный образ
фактически удерживает лишь интересующие нас стороны веши либо то, что
продлевается в реакцию персонажа. Стало быть, его очевидная насыщенность
происходит оттого, что этот образ ассоциирует с вещью массу других вещей,
похожих на нее в том же плане, поскольку все они возбуждают аналогичные
движения: травоядное интересуется травой.
Именно благодаря Расселу теория дескрипций стала одной из
основ современной логики
Именно благодаря Расселу теория дескрипций стала одной из
основ современной логики. Однако Бергсон в «Материи и памяти» не только создал
психологию узнавания, но и предложил логику дескрипций, совершенно отличную от
расселовской. Логически весьма сильная, концепция Роб-Грийе зачастую продолжает
бергсоновскую и родственна ей. Ср.: «Pour un nouveau roman», «Temps et
description» («двунаправленное движение по созданию и стиранию резинкой...
(gommage)» вообще. Именно в этом смысле сенсомоторная схема представляет собой
фактор абстракции. И наоборот, чисто оптический образ напрасно будет стараться
стать всего лишь описанием и иметь отношение к персонажу, который уже не умеет
или не может реагировать на ситуацию: трезвомыслие, свойственное этому образу,
редкость того, что он удерживает - будь те линия или же просто точка -
«небольшой и неважный фрагмент», — каждый раз поднимают вещь на уровень
существенной индивидуальности, а также описывают неисчерпаемое, беспрерывно
отсылая к другим описаниям. Так, значит, на самом деле подлинно насыщенным или
«типичным» образом является оптический.
Это будет так лишь в том случае, если мы узнаем, каким
целям он служит. О сенсомоторном образе мы без труда можем сказать, что
каким-то целям он служил, поскольку выстраивал в одну цепь образ-перцепцию и
образ-действие, а также регулировал первый по второму и продлевал первый во
втором. Но совершенно иначе дела обстоят с чисто оптическим образом, и не
только из-за того, что это образ иного типа, но также потому, что он совсем
иначе выстраивает цепь. На наш вопрос имелся простой, но лишь временный ответ,
и его Бергсон дал вначале: оптический (и звуковой) образ при внимательном
узнавании не продлевается в движение, а вступает в отношения с пробуждаемым им
«образом-воспоминанием». Возможно, следует предположить и другие вероятные
ответы: и тогда в отношения вступят реальное и воображаемое, объективное и
субъективное, описание и повествование, актуальное и виртуальное... И в любом
случае главное здесь то, что два терма, вступающие в отношения, различны по
природе, но все же «бегут друг за другом», друг к другу отсылают, отражаются
друг в друге (без этого невозможно сказать, какой из них первый), а также
стремятся в пределе слиться, попав в одну и ту же точку неразличимости. Тому
или иному аспекту вещи соответствует своя зона воспоминаний, грез или мыслей, и
каждый раз она представляет собой план или окружность, так что вещь проходит
через бесконечное множество планов или кругов, соответствующих ее собственным
«слоям» или аспектам. Какому-либо иному описанию соответствует иной виртуальный
ментальный образ, и наоборот: так образуется другая окружность. Героиня
«Европы-51» замечает определенные черты завода и полагает, будто видит
заключенных: «казалось, я вижу приговоренных...» (Заметим, то, что приходит в
голову героине - это не простое воспоминание, ибо завод не напоминает ей
тюрьму: героиня вспоминает ментальное видение и едва ли не галлюцинацию.) Она
могла удержать в памяти иные черты завода: то, как в него входят рабочие, или
фабричный гудок, и сказать: «я видела, как получившие отсрочку смерти
оставшиеся в живых устремляются под мрачные кровы...» Предыдущая Следующая
|