Предыдущая Следующая
Под сомнение здесь ставится именно очевидность
Под сомнение здесь ставится именно очевидность, согласно
коей кинематографический образ располагается в настоящем времени, и безусловно
только в нем. Будь так, время могло бы показываться лишь косвенно, исходя из
наличествующего образа-движения, и посредством монтажа. Но разве это не мнимая
очевидность, по меньшей мере в двух аспектах? С одной стороны, не бывает
настоящего, которое не преследовали бы неотступно прошлое и будущее, — прошлое,
не сводящееся к прежнему настоящему, и будущее, не заключающееся в «грядущем» настоящем.
Обычная временная последовательность затрагивает преходящее настоящее, но
каждое настоящее сосуществует с неким прошлым и неким будущим, без которых оно
само не было бы преходящим. Задачей кино является схватывание прошлого и
будущего, сосуществующих с настоящим образом. Снимать то, что впереди, и то,
что позади... Чтобы выйти из череды настоящих, возможно, следует переместить
внутрь фильма то, что было до него и будет после. К примеру, персонажей: Годар
утверждает, что надо знать, кем они были перед тем, как их поместили в кадр, и
кем они будут потом. «Суть кино в том, что настоящего времени в нем не бывает
никогда, - разве что в плохих фильмах». А это очень сложно, поскольку
недостаточно устранить вымысел в пользу грубой реальности, которая с тем
большим успехом станет отсылать нас к преходящему настоящему. Следует,
напротив, стремиться к пределам: поместить в фильм предел, расположенный до его
начала, и предел, находящийся после его окончания, — схватить в персонаже
предел, через который он сам переступает, чтобы войти в фильм и выйти из него,
чтобы вступить в царство вымысла, как в настоящее, не отделенное от
собственного «до» и от собственного «после» (Руш, Перро). Мы увидим, что именно
это является целью киноправды, или «непосредственного» кино: добраться не до
реальности в том виде, как она существует независимо от образа, но достигнуть
некоего «до» и некоего «после», которые сосуществуют с образом и от него
неотделимы. Смысл «непосредственного» кино в том пункте, где оно представляет
собой составную часть любого кино, таков: добраться до прямой репрезентации
времени. Предыдущая Следующая
|