Предыдущая Следующая
Такова тройная трансформация, определяющая «ту сторону»
движения. Образу понадобилось освободиться от сенсомоторных связей, перестать
быть образом-действием и стать чисто оптическим, звуковым (и тактильным). Но
этого недостаточно: чтобы вырваться за пределы клишированного мира, образу
необходимо вступить в отношения еще и с иными силами, открыться могущественным
и непосредственным озарениям: откровениям образа-времени, читаемого образа и образа
мыслящего. Так опсигнумы и сонсигнумы отсылают теперь к «хроносигнумам», «лектосигнумам»
и «ноосигнумам».
Задаваясь вопросом об эволюции неореализма в связи с
фильмом «Крик
Задаваясь вопросом об эволюции неореализма в связи с
фильмом «Крик», Антониони писал, что он попытался обойтись без велосипедов, —
конечно, имеются в виду велосипеды Де Сики. Этот «неореализм без велосипедов»
заменяет собой недавние поиски движения (балладу) специфической весомостью
времени, ощущаемой персонажами изнутри и подтачивающей их снаружи (хроника).
Искусство Антониони напоминает хитросплетения последствий, следствий и
возникающих во времени результатов событий, происшедших за кадром. Уже в
«Хронике одной любви» следствием расследования становится то, что оно вызывает
продолжение первой любви, а его результатом — два отголоска желаний убить, в
будущем и прошлом. Это целый мир хроносигнумов, и его одного достаточно, чтобы
внушить сомнение тем, кто уверен (конечно же, ошибаясь) в этом, что
кинематографический образ безусловно располагается в настоящем. Если мы больны
Эросом, сказал Антониони, то потому, что болен сам Эрос; и болен он не просто
из-за того, что стал стариком или устарел с точки зрения содержания, но потому,
что он воспринимается в чистой форме времени, разрывающегося между уже
состоявшимся прошлым и безысходным будущим. По мнению Антониони, не существует
иных болезней, кроме хронических, а Хронос и есть сама болезнь. Вот почему
хроносигнумы неотделимы от лектосигнумов, вынуждающих нас прочитывать в образе
соответствующее количество симптомов, то есть воспринимать оптический и
звуковой образ как нечто еще и прочитываемое. Не только оптическое и звуковое,
но также настоящее и прошлое, «здесь» и «в другом месте», формируют внутренние
элементы и отношения, которые следует расшифровать и которые можно понять лишь
в поступательном движении, аналогичном чтению: начиная с «Хроники одной любви», неопределенные
пространства теряют свои измерения, а возвращают их лишь впоследствии, в том,
что Бёрч называет «согласованием со смещенным восприятием», более близким к
чтению, нежели к перцепции1. Впоследствии же Антониони-колорист умело обращался
с вариациями цветов как с симптомами, а с монохромией — как с приметой времени,
завоевывающей целый мир, и все это через взаимодействие между произвольно
выбранными модификациями. Но уже в «Хронике одной любви» декларируется
«автономность камеры», когда та отказывается следить за движением персонажей
или приписывать им собственное движение, чтобы непрестанно работать с
рекадрированием как функцией мысли, когда ноосигнумы выражают логические
конъюнкции следствия, последовательности или даже намерения. Предыдущая Следующая
|