Предыдущая Следующая
Именно в этом смысле Висконти, Антониони и Феллини
Именно в этом смысле Висконти, Антониони и Феллини,
несмотря на все различия между ними, полностью принадлежат неореализму. Фильм
«Одержимость», предшественник неореализма, — не только одна из версий
знаменитого американского черного романа, и не только перенос действия этого
романа на равнину реки По. В фильме Висконти мы присутствуем при чрезвычайно
тонком изменении, в начале мутации общего понятия ситуации. В старом реализме,
следуя образу-действию, объекты и среды уже обладали собственной реальностью,
но это была функциональная реальность, в узком смысле обусловленная
требованиями ситуации, даже если эти требования были в равной степени
поэтическими и драматическими (например, эмоциональное значение предметов у
Казана). Таким образом, ситуация непосредственно продлевалась в действии и
претерпевании. Начиная же с «Одержимости», напротив, появляется то, что
Висконти впоследствии непрестанно разрабатывал: предметы и среды обретают
автономную материальную реальность, в которой становятся ценными сами по себе.
Следовательно, для того, чтобы, вторгаясь в прежнюю будничную жизнь, возникло
действие или претерпевание, свой взгляд в предметы и среды должны «вкладывать»
не только зрители, но и главные герои; им необходимо видеть и слышать вещи и
людей. Так произошло с героем «Одержимости», который вступает в своего рода
визуальное обладание постоялым двором. То же самое мы наблюдали в «Рокко и его
братьях», где показан приезд семьи в незнакомый город, и эта семья, глядя во
все глаза и прислушиваясь к каждому шороху, пытается «освоить» и громадный
вокзал, и прочие его места. Такой прием мы встречаем везде у Висконти — весь
этот инструментарий сред, объектов, предметов мебели, утвари и т. д. И выходит,
что ситуация непосредственно в действие не продлевается: она уже является не
сенсомоторной, как было в реализме а прежде всего оптической и звуковой, — и
перед тем, как в ней формируется действие, использующее ее элементы или
вступающее с ними в контакт, она исследуется с помощью органов чувств. В таком
неореализме все остается реальным (будь то внутреннее убранство или внешняя
обстановка), но между реальностью среды и реальностью действия устанавливаются
уже не отношения двигательного продления, а скорее онирические отношения, и
притом через посредство свободных органов чувств1. Действие как будто не
столько довершает ситуацию или сжимает ее, сколько «плавает» в ней. Вот где
находятся истоки мечтательного эстетизма Висконти. И фильм «Земля дрожит»
необычным образом подтверждает эти новые данные. Разумеется, в его первом
эпизоде, единственном, который Висконти удалось реализовать, воплощены
положение рыбаков, борьба, которую они начинают, и зарождение так называемого
классового сознания. Но как раз это эмбриональное «коммунистическое сознание»
зависит здесь не столько от борьбы с природой или между людьми, сколько от
грандиозного видения человека и природы, их ощутимого и чувственного единства,
из которого исключены «богатые» и которое формирует упование на революцию за
пределами провалов плавающего действия: этакий марксистский романтизм . Предыдущая Следующая
|