Предыдущая Следующая
Но в другой теме, или в другом аспекте творчества
Херцога, Идеей становится Малое, реализующееся прежде всего в карликах, которые
«тоже начинали маленькими», и продолжается в людях, не переставших быть
карликами. Это уже не «покорители бесполезного», а никчемные существа. Уже не
«просветленные», а дебилы и идиоты. Пейзажи мельчают или уплощаются, становятся
печальными и мрачными, и даже проявляют тенденцию к исчезновению. Появляющиеся
на их фоне существа уже не имеют Видений, а, кажется, сползают на уровень
элементарного осязания (как глухонемые из «Страны молчания и мрака») и ходят
вровень с землей по какой-то неопределенной линии, позволяющей им сделать паузу
и отдохнуть от видений лишь в промежутке между страданиями — и все это в ритме
шагов их уродливых ног. Так ходит по саду профессора Каспар Хаузер из фильма
«Каждый за себя, Бог против всех». Это происходит и в «Строшеке», где тоже есть
карлик и проститутка, а также линия бегства немцев в ничтожную Америку. То же
самое и в «Носферату», трактованном в противовес Мурнау и воспринятом как бы в
утробной регрессии, когда у плода нет ничего, кроме его немощного тела, и того,
к чему он прикасается и что сосет,
— если ему и
удастся распространиться по Вселенной, то лишь в форме собственного преемника,
маленькой точки, убегающей по плоской земле в сторону горизонта. Сюда же можно
отнести и героя фильма «Войцек», всегда зацикленного на собственных Страстях,
когда и земля, и красная луна, и черный пруд не более как индуцированы
прерывистыми индексами, а не грандиозными синсигнумами1. На этот раз,
следовательно, мы имеем дело с малой формой ACAI, но и та, в свою очередь,
сведена к самому немощному аспекту. Ибо в обоих случаях — и при сублимации
большой формы, и при обездвиживании формы малой — Херцог выступает как
метафизик. Это наиболее метафизичный из кинорежиссеров (если немецкий
экспрессионизм был уже пронизан метафизикой, то он все же интересовался
проблемой Добра и Зла, к которой Херцог равнодушен). Когда Бруно ставит вопрос:
куда деваются предметы, от которых больше нет проку? — можно ответить, что
обыкновенно их выбрасывают в мусорное ведро, но такой ответ будет
недостаточным, ибо вопрос является метафизическим. Бергсон задавал тот же
вопрос и отвечал на него метафизически: то, что перестало быть полезным,
начинает попросту быть. Когда же Херцог замечает: идущий пешком беззащитен,
можно еще добавить, что ходок фактически лишен сил, если его сравнить с
автомобилями и самолетами. Но и в этом аспекте слова Херцога являются
метафизическими1. «Абсолютно беззащитный» - такое определение дал себе Бруно.
Ходок беззащитен из-за того, что он и начинает быть, и не перестает быть малым.
Такова походка Каспара, повадка несказанного. И получается, что Малое вступает
с Великим в такие отношения, что эти Идеи сообщаются между собой и, обмениваясь
своими элементами, образуют фигуры. Возвышенный план просветленного потерпел
фиаско в рамках большой формы, и вся его реальность перешла в немощное: Агирре
кончил дни в одиночестве на просмоленном плоту, не владея никакой общностью,
кроме выводка обезьян; Фицкарральдо поставил свой последний спектакль с
посредственной труппой и пел перед редкими зрителями и черной свинкой; а
единственным последствием пожара в стекольной мастерской оказалось то, что
рабочие подобрали осколки. Но и наоборот, калеки, которые ходят в рамках малой
формы, имеют такие осязательные отношения с миром, что они как бы раздувают и
вдохновляют сам образ, — как, например, глухонемой ребенок, прикасающийся к
дереву или кактусу; или же когда Войцек, дотрагиваясь до дерева, которое он
собрался рубить, ощущает прилив сил от Земли. И это освобождение тактильных сил
не ограничивается тем, что делает образ вдохновенным: оно приоткрывает его,
снова наделяет его мощными галлюцинаторными видениями полета, вознесения или
переправы, - как происходит у красного лыжника из «Страны молчания и мрака»
прямо во время прыжка, или же в трех больших сновидческих пейзажах из фильма о
Каспаре Хаузере. Здесь, следовательно, мы также присутствуем при удвоении,
аналогичном удвоению возвышенного; и все возвышенное рас- 1 Херцог представляет
эту идею как некое доказательство; она фигурирует в одном из оборотов длинной
фразы, завершающей дневник его пешего путешествия «Sur le chemin des glaces»,
Hachette, p. 114: «...a так как она знала, что я из тех, кто ходит пешком и при
расставании беззащитен, она поняла меня». Предыдущая Следующая
|