Предыдущая Следующая
Вернемся к обоим случаям. С одной стороны, в театральном
представлении реальная ситуация не сразу вызывает соответствующее ей действие,
но выражается в фиктивном действии, которое лишь предвосхищает некий план или
же грядущее реальное действие. Вместо С—>А мы имеем С—>А1 (фиктивное театральное
действие), а значит, А1 служит индексом готовящегося реального действия А
(например, преступления). С другой стороны, в пластической репрезентации
действие не сразу раскрывает свернутую в нем ситуацию, но само развивается в
грандиозных ситуациях, охватывающих ситуацию, которая имеется в виду. Вместо
А—>С мы имеем А—>С1 (пластические фигуры), причем C1 выступает в роли
синсигнума или Охватывающего по отношению к реальной ситуации С, обнаруживаемой
лишь через посредника (например, радость в деревне). В одном случае ситуация
отсылает к образу, не совпадающему с действием, которое она должна вызвать; в
другом же случае действие отсылает к образу, не совпадающему с обозначаемой им
ситуацией. Таким образом, представляется, что в первом случае малая форма как
бы впрыскивается в большую через театральную репрезентацию; во втором же случае
большая форма впрыскивается в малую при помощи репрезентации скульптурной или
пластической. Как бы там ни было, уже не существует непосредственного отношения
между ситуацией и действием или между действием и ситуацией: между двумя
образами или же между двумя элементами одного образа появляется третий,
обеспечивающий конверсию форм. На первый взгляд, фундаментальная двоичность,
характеризующая образ-действие, стремится здесь к самопреодолению в направлении
более высокой инстанции, к некоей «троичности», способ. Весьма подробный
комментарий Эйзенштейна по этому поводу содержится в главе «Сепаратор и чаша
Грааля» собной к взаимопревращению образов и их элементов. Позаимствуем пример
у Канта: деспотическое государство предстает явным образом в определенных
действиях, например, в рабовладельческой организации и в механике труда; но
«мельница, вращаемая вручную», является косвенной фигурой в которой такое
государство отражается. Метод Эйзенштейна в «Стачке» совершенно аналогичен:
царский режим представлен непосредственно в расстреле демонстрантов; но «бойня»
— косвенный образ, сразу и отражающий этот режим, и создающий фигуру этого
действия. Театральные или пластические аттракционы Эйзенштейна не только
обеспечивают превращение одной формы действия в другую, но еще и доводят
ситуации и действия до крайних пределов; они возвышают их до уровня некоего
третьего, которое преодолевает основополагающую двоичность. Не думается, чтобы
власти, управлявшие советским кино, прочувствовали такие косвенные образы, но
все же «вожди» могли видеть в них зерно крамолы. В фильме «Да здравствует
Мексика!» Эйзенштейн также смог добиться свободного развертывания театральных и
пластических представлений, отражающих Идею жизни и смерти в Мексике: он
объединил сцены и фрески, скульптуры и драматургию, пирамиды и богов (распятие,
коррида, распятый бык, большая пляска смерти...). Фигуры представляют собой
новый тип аттрактивных, аттракционных образов, наполняющих образ- действие.
Когда Фонтанье пытается создать большую классификацию «фигур дискурса» в начале
XIX века, то, что он так называет, предстает в четырех формах: в первом случае,
тропы в собственном смысле слова — слово, употребляемое в переносном значении,
заменяет другое слово (метафоры, метонимии, синекдохи); во втором случае тропы
осложненные — группа слов или предложение, употребляемые в переносном смысле
(аллегория, олицетворение и т. п.); в третьем случае, замена имеется, но слова,
меняющие значение или подвергающиеся трансформации, сохраняют строго буквальный
смысл (одно из таких явлений — инверсия); наконец, последний случай включает
фигуры мысли, состоящие из слов, не претерпевающих никаких модификаций
(раздумье, уступка, поддержка, просопопея и т. д.)2. На этом уровне нашего
анализа мы не ставим никаких сложных проблем, касающихся взаимоотношений между
кино и языком (langage), между образами и словами. Мы лишь констатируем, что
кинематографические образы обладают фигурами, на свой лад соответствующими
четырем типам Фонтанье. Скульптурные или пластические репрезентации Эйзенштейна
— это образы, фигурально представляющие другой образ, и наделяющиеся смыслом по
одному, даже когда они берутся серийно. Но театральные репрезентации работают с
последовательностями, и фигуральную роль играет именно последовательность
образов. Два случая, только что упомянутых первыми, нам известны. Прочие случаи
имеют совершенно иную природу. Фигуры, сохраняющие буквальные значения слов и
оперирующие, например, инверсией, всегда имели большое значение для кино,
например, в бурлескных травестийных фильмах. Однако же именно у Хоукса, как мы
уже видели, механизмы инверсии доходят до уровня самостоятельной и обобщенной
фигуры. Что же касается фигур мысли, уже представленных в звуковых фильмах
Чаплина, то их природу и функции мы рассмотрим впоследствии, так как они уже не
довольствуются взаимодействием на границах образа- действия, но эволюционируют
в направлении нового типа образа-действия, который предыдущие фигуры лишь предвещают. Предыдущая Следующая
|