Предыдущая Следующая
Мы видели, что советских режиссеров можно определить
через диалектическую концепцию монтажа; и все же это было номинальным
определением, достаточным для того, чтобы отличить советскую школу от остальных
великих течений в кино. Оно не стирает глубоких различий между советскими
режиссерами, ибо каждый из них интересовался конкретным аспектом и одним из
законов диалектики. Диалектика не служила им лишь предлогом для чего-то иного,
но она также не была и теоретическим размышлением, и задней мыслью: прежде
всего, это была концепция образов и их монтажа. Так, Пудовкина интересует закон
перехода количества в качество, количественный процесс и качественный скачок;
все его фильмы показывают нам прерывистость моментов осознания, поскольку они
предполагают непрерывность линейного развития и продвижение во времени, но
также и реакцию на них. Это малая форма ACAI с индексами и векторами; хотя это
всего лишь скелет, он пронизан диалектикой: ломаная линия перестала быть
непредсказуемой и становится «линией» политической и революционной. Очевидно,
что Довженко имел в виду другой аспект диалектики: закон целого, соотносящий
множество и части — как целое уже присутствует в частях, но должно перейти от
«бытия-в-себе» к «бытию-для-себя», от виртуального к актуальному, от старого к
новому, от легенды к истории, от мечты к реальности, от Природы к человеку. Это
песнь о земле, которая присутствует во всех песнях человека — даже в самых
печальных — и слагается вновь, как великая революционная песнь. У Довженко
большая форма CACI получает от диалектики дыхание, а также онирическую и
симфоническую мощь, выходящую за рамки органического.
Что же касается Эйзенштейна, то он считает себя всеобщим
учителем именно потому, что интересуется третьим законом, который он полагал
наиболее глубоким: законом единства и борьбы противоположностей (как Единое
делится надвое, чтобы произвести новое единство). Разумеется, другие режиссеры
учениками Эйзенштейна не являются. Но Эйзенштейн с полным правом считает, что
он изобрел преобразуетую форму, способную перейти от CACI к ACAI. Он
действительно «видит великое», о чем свидетельствует беседа с Роммом. Но исходя
из большой органической репрезентации, из спирали или из «вольного дыхания», он
подвергает их обработке, соотносящей спираль с причиной или законом «роста»
(золотое сечение), а стало быть, устанавливает в органической репрезентации
должное количество цезур, то есть перерывов в дыхании. И вот эти цезуры уже
обозначают кризисы или привилегированные моменты, которые, в свою очередь,
вступают в отношения между собой сообразно векторам: это и есть пафос,
отвечающий за «развитие» и оперирующий качественными скачками между двумя
моментами, доведенными до их предельных значений. Эта связь пафоса с
органичностью, эта «патетизация» по Эйзенштейну выглядит, словно прививка малой
формы к большой изнутри последней. Закон малой формы (качественные скачки)
непрестанно сочетается с законом большой формы (целое, соотнесенное с некоей
причиной). А коль скоро это так, мы переходим от больших синсигнумов-поединков
к индексам-векторам: в «Броненосце "Потемкине"» общий пейзаж и силуэт
корабля в тумане представляют собой синсигнум, но качающееся среди снастей капитанское
пенсне — уже индекс. Предыдущая Следующая
|