Предыдущая Следующая
Эти минорации могут происходить лишь через процессы
Эти минорации могут происходить лишь через процессы,
наделенные физической причинно-следственной связью; они осуществляются
окольными путями, через удлинение маршрутов и взаимосвязи между гетерогенным:
так создается неотъемлемый от машины элемент абсурда. Уже в «Знаке высоты» из
серии фильмов о Малеке предлагается необычный причинно-следственный ряд в
сокращенном виде: это машина в тире, пользуясь которой герой опирается ногой на
спрятанный рычаг, так что система нитей и рычагов вызывает падение.
Робинсон: «Молодая
богатая пара, никогда не учившаяся выпутываться из затруднений, в полном
одиночестве попадает на оставленный экипажем пакетбот. Обычные жизненные
трудности приумножаются еще и тем, что все, что есть на судне, предназначено не
для одиночек, а для тысяч людей... Им приходится иметь дело с оборудованием,
каким обычно пользуются сотни матросов и пассажиров» ние кости, до которой
собака может дотянуться, дергая за веревку так, чтобы на мишени зазвонил
колокольчик (чтобы вызвать сбой в работе машины, оказалось достаточно кота).
Это наводит на мысль о также дадаистских рисунках Рюба Голдберга: чудесные
причинно-следственные ряды, где, например, «опускание письма в почтовый ящик»
проходит через длинный ряд разнообразных механизмов, одни из которых сцеплены с
другими, — начиная от сапога, отправляющего в таз мяч для регби, — и, переходя
от одной зубчатой передачи к другой, дело заканчивается тем, что перед глазами
отправителя развертывается экран с надписью «Ты, зубрила, отправь это письмо».
Каждый элемент серии таков, что в нем нет ни малейшей функции, а также никакого
отношения к цели, однако он приобретает функцию и цель благодаря связи с другим
элементом, у которого также нет ни функции, ни цели и т. д. Такие
причинно-следственные связи работают благодаря сериям срывов: близкие к
китоновским машины Тингли нанизывают многочисленные структуры, каждая из
которых содержит элемент, не являющийся функциональным, но становящийся таким в
следующей структуре (старушка, нажимающая на педаль автомобиля, не приводит его
в движение, а включает аппарат для распиловки дров...). Освоение крупных
геометрических структур, но также и вычерчивание больших траекторий происходят
при помощи рекуррентных причинно-следственных связей. Структура представляет собой
чертеж траектории, но ведь и траектория — чертеж машины или след от нее. Каждая
траектория сама образует машину, и притом человек служит в ней передаточным
звеном между различными элементами: таков Машинист, управляющий локомотивом,
влекущим его неподвижное тело по серии дуг окружности. Итак, две основные формы
гэга у Китона, гэг-траектория и машинный гэг представляют собой аспекты одной и
той же реальности, машину, производящую человека «без матери»1, или человека
будущего. Большой разрыв между безмерной ситуацией и ничтожным героем
заполняется указанными минорирующими функциями и рекуррентными сериями,
ставящими героя вровень с ситуацией. Вот так Китон изобретает бурлеск,
бросающий вызов всем внешним условиям жанра и берущий в качестве рамок, естественно,
большую форму. Предыдущая Следующая
|