Предыдущая Следующая
Уникальным у Бастера Китона является способ
Уникальным у Бастера Китона является способ, с помощью
которого он возвышает бурлеск непосредственно до уровня большой формы. С этой
целью он применяет несколько методов. Первый состоит в том, что Дэвид Робинсон
называет «гэг-траекторией», — когда Китон мобилизует все искусство ускоренного
монтажа. Так, в «Трех эпохах» герой-римлянин убегает из тюрьмы, хватает шит,
взбегает на лестницу, вырывает копье, вскакивает на коня, затем, стоя на коне,
прыгает в высоко расположенное окно, раздвигает две колонны, обрушивает
потолок, овладевает девушкой, соскальзывает по копью вниз и прыгает на носилки,
которые тут же уносят. Или же современный герой прыгает с крыши одного дома на
крышу другого, но падает, цепляется за навес, кувырком скатывается по трубе,
которая отрывается и тащит его на два этажа ниже, на пожарный пост, где он скользит
вдоль пожарного шланга, а затем запрыгивает сзади в пожарную машину, а та как
раз отправляется. В других бурлесках, включая чаплинские, есть масса
чрезвычайно быстрых преследований и гонок, для которых характерно постоянство в
разнообразии, — но Бастер Китон, пожалуй, единственный режиссер, создававший из
них беспримесные и непрерывные траектории. Наибольшая скорость на такой
траектории достигнута в фильме «Кинооператор», где герою звонит девушка, а он
устремляется в Нью-Йорк и оказывается у нее дома как раз, когда она кладет
трубку. Или же без монтажа, в одном-единственном плане из «Шерлока-младшего»:
Китон взбирается по приставной лестнице на крышу поезда, перепрыгивает с одного
вагона на другой, хватается за цепь от резервуара с водой, который мы замечаем
уже в самом начале; в пути героя уносит выпущенный им бурный поток, и он
спасается бегством, тогда как оказавшихся на его месте двоих мужчин вода
затопляет. Или же гэг-траектория достигается с помощью изменения плана при
неподвижности самого актера: такова знаменитая последовательность планов из
сна, показанного в «Шерлоке-младшем», где через разрывы сменяют друг друга сад,
улица, пропасть, песчаная дюна, бьющее в риф море, заснеженные просторы и,
наконец опять сад (аналогична этому «поездка» в неподвижном автомобиле, достигаемая
за счет смены декора). Предыдущая Следующая
|