Предыдущая Следующая
Речь идет уже не только о двух противопоставленных
ситуациях, которые как будто рождаются из мельчайших различий между действиями,
между людьми или в пределах одного и того же человека. Речь идет о двух
состояниях общества, о двух противопоставленных Обществах, одно из которых
превращает небольшое различие между людьми в орудие, творящее бесконечную
дистанцию между ситуациями (тирания), — а другое трактует небольшое различие
между людьми как переменную, имеющую отношение к великой общей и общественной
ситуации (демократия) . В немых фильмах Чарли Чаплин подходил к этой теме,
пользуясь лишь идиллическими образами или образами из сновидений и его изобилующий
цветами дом»). Ср. заключительную речь из «Великого диктатора», часть которой
опубликована Базеном и Ромером.
(большой сон из
«Спокойной улицы» или же идиллический образ в «Новых временах»). Но именно
звуковое кино, выработав свой дискурс, наделило эту тему реалистической силой.
О Чаплине можно сказать и то, что он принадлежал к числу режиссеров, которые
меньше всего доверяли звуковому кино, — и то, что он радикально и оригинально
применил эту новинку: Чаплин пользуется им для того, чтобы ввести в кинематограф
фигуры дискурса и тем самым трансформировать изначальные проблемы
образа-действия. Отсюда
— особая
важность «Великого диктатора», где заключительная речь (какой бы ни был ее
внутренний смысл) отождествляется с любым человеческим языком (langage),
представляет все, что может сказать человек, и это соотносится с фальшивым
языком (langage) абсурда и террора, шума и ярости, с гениальным изобретением
Чаплина, вкладываемым им в уста тирана. В малой бурлескной форме не ощущалось
недостатка ни в чем; однако же в своих поздних фильмах Чаплин доводит ее до
предела, где она настигает большую форму, и где бурлеск уже не нужен, — и все
же сохраняет собственные возможности и признаки. Фактически именно небольшая
разница всегда способствует исследованию двух несоизмеримых или
противопоставленных ситуаций (отсюда мучительный вопрос из «Огней рампы»: где
этот «пустячок», этот возрастной надлом, это небольшое различие в усталости,
из-за которого блестящий клоунский номер становится жалким зрелищем?). Но в
последних чаплинских фильмах (особенно опять-таки в «Огнях рампы») небольшие
различия между людьми или же в пределах одного и того же человека сами
становятся состояниями жизни (даже на самом низком уровне), а также вариациями
жизненного порыва, которым клоун может подражать, — тогда как
противопоставленные друг другу ситуации превращаются в два состояния общества,
одно из которых — безжалостное и направленное против жизни, а другое умирающий
клоун все же может мельком разглядеть и передать выздоровевшей женщине. И опять
же в «Огняхрампы» все зависит от дискурса, от шекспировских речей; в этом
фильме содержится самый шекспировский из трех дискурсов Чаплина. Чаплин
вспомнит об этом, когда в «Короле в Нью-Йорке» ринется в гамлетовский дискурс,
представляющий собой противоположность или же антипод американского общества
(демократия стала «королевством», поскольку Америка сделалась полицейским
обществом пропаганды). Предыдущая Следующая
|