Предыдущая Следующая
Элемент переживаний относится не только к формированию
актера
Но элемент переживаний относится не только к формированию
актера, он имеется и в образе (отсюда постоянное волнение актера). Свойственный
актеру внутренний элемент является непосредственным элементом его поведения и
сенсомоторного формирования. Он упорядочивает впитывание и взрыв, одно
сообразно другому. Следовательно, пара «предмет — переживание» содержится в
образе-действии как его генетический признак. Предмет улавливается во всех
своих виртуальностях (использованный, проданный, купленный, обмененный,
сломанный, обнимаемый, отвергнутый...), в то время как актуализуются
соответствующие эмоции: к примеру, в фильме «Америка, Америка» нож, подаренный
бабушкой, брошенная обувь, феска и канотье играют роль С и CI... Во всех
этих случаях мы видим пару «эмоция — предмет», которая только и принадлежит что
реализму, но на свой лад относится к реализму импульсивному, фетишистскому, к
реализму аффекта и выражения лица. Нельзя сказать, что кино поведения с
необходимостью избегает крупного плана (Тайёр анализирует прекраснейший образ
из «Бэби Долл», где мужчина буквально «входит» в крупный план молодой женщины,
когда его ладонь шарит по ее лицу, а губы оказываются рядом с ее волосами). Как
бы там ни было, в образе-действии эмоциональная трактовка предмета и
эмоциональное действие по отношению к предмету могут оказывать большее
воздействие на зрителя, нежели крупный план. В одной ситуации из фильма «В
порту», когда поведение женщины становится амбивалентным, а мужчина ощущает
вину и робость, он подбирает оброненную женщиной перчатку, хранит ее и играет с
ней, а, в конце концов, надевает себе на руку.
Это напоминает генетический и эмбриональный признак
образа действия, который можно назвать запечатлением (Empreinte)
(переживаемого объекта) и который функционирует в сфере поведения уже как
«символ». Сразу и весьма необычно он объединяет бессознательное актера, личную
виновность режиссера, истерию образа (как, например, горящей руки) — таково
запечатление, непрестанно возникающее в фильмах Дмитрыка. Согласно обобщенному
определению, запечатление представляет собой внутреннюю, но видимую связь между
впитываемой ситуацией и взрывным действием. Предыдущая Следующая
|