Предыдущая Следующая
Диссоциировать полюса умеет и Казан
Диссоциировать полюса умеет и Казан, и фильм «Бэби Долл»
является одним из прекраснейших вегетативных фильмов, в котором выражается
сразу и дурманящая неторопливая жизнь американского Юга, и растительное
существование молодой женщины у колыбели. Однако же Казана интересовало и
определяло эволюцию его творчества нанизывание «впитываний» и взрывов с тем,
чтобы получить не столько двухполюсную структуру, сколько непрерывную
структурированность. Эту тенденцию усиливает вытянутый формат кинескопа. И как
раз ее можно назвать ортодоксией Actors Studio: большая «глобальная задача», CACI, дробится на
последовательные и непрерывные «локальные задачи» (cl al с2, с2 а2
с3...). В фильме «Америка, Америка» каждая такая последовательность обладает
собственной географией, социологией, психологией, тональностью и ситуацией,
которая зависит от предыдущего действия и возбуждает последующее; она влечет за
собой героя к следующей ситуации, каждый раз — через впитывание и взрыв, вплоть
до последней вспышки (объятия нью-йоркской набережной). Ограбленный,
обесчещенный, ставший убийцей, женихом и предателем — герой проходит через
такие последовательности, и все они включены в повсюду присутствующую большую
задачу: бежать в Анатолию (С), чтобы добраться до Нью-Йорка (СУ). Что же касается
Охватывающего, то есть большой задачи, то оно освящает или, по меньшей мере,
оправдывает героя за поступки, которые ему приходится совершать на каждом шагу:
обесчещенный снаружи, он Бергсон, «Творческая эволюция», спасает свою
внутреннюю честь и будущее собственной семьи, сохраняет чистоту сердца. И не то
чтобы он обрел успокоение. Ведь это мир Каина, и Каинова печать мира не ведает,
но способствует совпадению в истерическом неврозе невинности и виновности,
позора и чести: герою только и достается что униженность в локальных ситуациях,
означающая также и героизм, требующийся в ситуации глобальной, цену, которую
приходится за такой героизм платить. В фильме «В порту» подробно
разрабатывается такая теология: если меня не предают другие, я предаю сам себя,
и еще предаю справедливость. Необходимо пройти через массу омерзительных
ситуаций и впитать их, нужно испытать множество постыдных взрывов, — и лишь
тогда можно мельком запечатлеть нечто нас отмывающее и услышать эхо спасающего
или прощающего нас взрыва. Тема «К востоку от Рая», определяющая великий
библейский фильм, история Каина и его предательства, неотступно и по-разному
преследовала Николаса Рэя и Сэмьюэля Фуллера. С самого начала эта тема
присутствовала в американском кинематографе и его концепции Истории, как
священной, так и мирской. Но теперь суть дела в том, что Каин внезапно
становится реалистичным. И в фильмах Казана интересен именно способ, каким
совместно «затвердевают» американская мечта и образ-действие. Американская
мечта все больше утверждается как греза, греза и только, ибо факты ей
противоречат; однако же она совершает пируэт, в результате которого сила ее
лишь увеличивается, ибо теперь она охватывает даже такие действия, как
предательство и доносы (согласно Форду, функцией мечты является как раз
исключение последних). И, как мы увидим, именно после войны, когда рушится
американская мечта, а образ-действие подвергается решающему кризису, греза
обретает свою наиболее содержательную форму, а действие — наиболее бурную и
взрывчатую схему. Это агония кинематографа действия, даже если режиссеры еще
долгое время продолжали снимать фильмы такого типа. Предыдущая Следующая
|