Предыдущая Следующая
Делёз подчеркивает, что образ-движение при этом никуда не
исчезает, но теперь он существует не как основное измерение образа. Что же
касается времени, то оно было затронуто образом-движением лишь косвенно,
оставшись тем универсальным образом, который позволял контролировать движение.
С приходом оптико-звуковой ситуации, описываемой Делёзом, появилась возможность
непосредственного контакта с образом-временем, подчиняющим себе движение. И
здесь уже «не время мера движения, а движение становится перспективой времени».
Вообще, нельзя рассматривать переход от образа-движения к образу-времени как
какое-то историческое событие, даже, несмотря на то, что Делёз непосредственно
отсылает к неореализму, иллюстрируя приход образа-времени в кино, или несмотря
на то, что он прямо называет Орсона Уэллса первым режиссером, обратившимся к
образу-времени. Образ-движение и образ- время — части общей ситуации
становления кинематографа, то есть обретения им имманентности самому себе (а не
внеположенной ему реальности).
До Делёза такой план имманентности обнаруживала только философия,
которая производила концепты, выстраиваемые в последовательности историками
философии. При этом концепты не оставались в прошлом, а вступали в отношения
друг с другом, в результате чего оказывалось, что в философии могут
сосуществовать несколько планов имманентности одновременно (и, как следствие,
несколько параллельных историй философии), только один является актуальным, а
другие — виртуальными. «Логика смысла» Делёза была во многом посвящена тому,
чтобы реанимировать «виртуальные философии» в качестве равноправных единственно
«актуальному» платонизму. Обнаружив философию за пределами только истории
философии, показав иные возможные пути формирования таких понятий, как «смысл»,
«время», «событие», «мысль», он пришел к литературе и искусству, но не как к
предмету философии, а как к способам философствования, формирующим свой план
имманентности не посредством концептов, а с помощью перцептов. В «Кино» он
пошел еще дальше. Здесь и вовсе были отброшены языковые преграды, которые
возникали при всяком употреблении слов «смысл» или «событие». «Кадр», «план»,
«план-эпизод», «монтаж», «свет», «звук», «закадровый голос» и прочее, что
раньше мыслилось теоретиками как технические термины, обрело у Делёза статус
понятий, участвующих в создании плана имманентности, который уже нельзя мыслить
как всего лишь кино, поскольку раз создается этот план, то граница кино
теряется, стремится к горизонту мысли (а не восприятия), совпадает с миром
образов (не только «наших образов»), или — с самим миром. Предыдущая Следующая
|