Предыдущая Следующая
Но если мы имеем дело с настоящей взаимовложенностью
поединков, то именно поэтому и формулируется пятый закон: между Охватывающим и
героем, между средой и видоизменяющим ее поведением, между ситуацией и действием
с необходимостью существует большой разрыв, который может быть преодолен лишь
постепенно, по мере действия фильма. Можно вообразить ситуацию, которая
мгновенно превратится в поединок, но она была бы «бурлескной»: в коротком
шедевре («Роковая кружка пива») Филдс через регулярные промежутки времени
открывает дверь своей хижины на дальнем Севере, восклицая «хороший хозяин в
такую погоду собаку не выведет», и тут же получает неизвестно от кого два
снежка прямо в лицо. Но обычно от среды до последнего поединка путь долог. Дело
в том, что герой до действия дозревает не сразу — подобно Гамлету, для которого
действие оказывается чересчур значительным. Его нельзя назвать слабым:
напротив, он равен Охватывающему, но лишь потенциально. Его величию и потенциям
необходимо актуализоваться. Гамлету необходимо отказаться от своей отрешенности
и от душевного спокойствия, либо обрести силы, которые у него отняла ситуация,
либо дождаться благоприятного момента, когда он получит необходимую поддержку
от некоего сообщества или же от какой-нибудь группы. На самом деле герою
необходимы народ и основная группа для освящения, но также и встречная группа
помощи, более гетерогенная и более узкая. Он должен быть готовым к слабодушию и
предательству со стороны одних так же, как и к уверткам других. Таковы
переменные, которые мы обнаруживаем и в вестерне, и в историческом фильме.
Советские киноведы не заметили у Эйзенштейна гамлетовский характер Ивана
Грозного1: двух моментов великого сомнения, через которые он проходит, как двух
цезур фильма, а также аристократической натуры царя, вследствие которой народ
не может служить ему основной группой, а может быть лишь группой поддержки и
инструментом. Герою вообще необходимо переживать моменты внутреннего или
внешнего бессилия. Напряженность фильма Сесила Б. Де Милла «Самсон и Далила»
усиливается образами, показывающими слепого Самсона, вращающего мельничный
жернов, а затем — влачащего цепи и изгнанного на территорию, прилегающую к
храму, когда он подпрыгивает от укусов челюстей кошек, которых науськивают на
него гротескные карлики; в конце концов, он вновь обретает всю свою силу,
сдвинув с цоколя громадную колонну храма в образе, «рифмующемся» с образом его
крайнего бессилия, когда он вращал мельничные жернова. И наоборот, челюсти
кошек, кусавших Самсона, когда тот был немощен, рифмуются с ослиной челюстью,
которой обретший силу Самсон воспользовался, чтобы расправиться со своими
врагами. Словом, мы видим настоящее продвижение в пространстве и времени,
сливающееся с процессом актуализации; благодаря ему герой становится
«способным» к действию, а его могущество — равным мощи Охватывающего. Порою мы
даже видим при своеобразной передаче эстафеты от одного персонажа к другому,
как один из них перестает быть способным к действию по мере того, как эволюционирует
само положение вещей, а другой таковым становится: например, Моисей передает
эстафету Иисусу Навину. Форд любит такую дуалистическую структуру, обозначающую
опять же бином: таков юрист, принимающий эстафету от жителя Запада в фильме
«Человек, который убил Либерти Баланса»; а в «Гроздьях гнева» такова
матриархальная мать семейства земледельцев, теряющая способность к
«ясновидению» по мере разложения группы, — тогда как сын ее способность к
ясновидению обретает по мере того, как начинает понимать смысл и значение новой
битвы. Со всех этих точек зрения органическая репрезентация Предыдущая Следующая
|