Предыдущая Следующая
Пока мы остаемся в рамках
Пока мы остаемся в рамках этого первого приближения, мы
не выходим за пределы структуры САС, ставшей космической или эпической: на
самом деле герой становится равным среде через посредничество сообщества, и
среду он не изменяет, а лишь восстанавливает в ней циклический порядок. И
все-таки было бы опасным оставить эпический гений за Инсом и Фордом, обозначив
концепции вестерна более поздних авторов как трагические или даже романические.
Применение схемы Гегеля и Лукача к последовательности жанров плохо работает в
случае с вестерном: как показал Митри, с самого начала вестерн развивался во
всех направлениях - и в эпическом, и в трагическом, и в романическом, и уже
тогда его героями были ковбои: и ностальгические, и одинокие, и стареющие, и
даже пропащие, а также реабилитированные индейцы1. На всем протяжении своего
творчества Форд стремился уловить эволюцию ситуации, в результате чего время
сделалось бы совершенно реальным. Разумеется, существует большая разница между
вестерном и тем, что можно называть неовестерном, но она не объясняется, ни
преемственностью жанров, ни переходом от замкнутости к открытости пространства.
У Форда герой не довольствуется восстановлением порядка, которому эпизодически
что-либо угрожает. Организация фильма, органическая репрезентация происходит не
циклично, а по спирали, и конечная ситуация отличается от начальной: схема CACI. Это не
столько эпическая, сколько этическая форма. Так, в фильме «Человек, который
убил Либерти Баланса» бандит оказался убит, а порядок - восстановлен; однако
убивший бандита ковбой распространяет слух, будто убийца - будущий сенатор, и
тем самым совершается преобразование закона, перестающего быть неписаным и
эпическим законом Дикого Запада и становящегося писаным и романическим законом
индустриальной цивилизации. Аналогичный процесс происходит в «Двух всадниках»,
где на этот раз шериф небольшого городка отказывается от своего поста и от
развития этого городка2. В обоих случаях Форд изобретает весьма интересный
метод, заключающийся в видоизменении образа: один и тот же образ показывается
дважды, но во второй раз - модифицированным или дополненным так, чтобы
почувствовалась разница между С и CI. Так, в самом конце «Либерти
Баланса» показываются настоящая смерть бандита и выстрел ковбоя, тогда как
прежде зрители видели «усеченный» образ, которого и придерживалась официальная
версия (бандита якобы убил будущий сенатор). В «Двух всадниках» нам показывают
все тот же силуэт и все ту же позу шерифа, однако сам шериф изменился. Правда,
в промежутке между ситуациями Си С/помещается много двусмысленности и
лицемерия. Герой «Либерти Баланса» стремится отмыться от преступления, чтобы
стать респектабельным сенатором, а вот журналисты, наоборот, прощают ему его
легенду, без которой он был бы ничтожеством. И, как продемонстрировал Руа, в
«Двух всадниках» сюжет движется по «денежной» спирали, ибо деньги с самого
начала подтачивают жизнь сообщества и только и делают, что распространяют
собственную власть. Предыдущая Следующая
|