Предыдущая Следующая
Вот так устроены у Лоузи четыре координаты, типичные для
натурализма. Он отчетливо демонстрирует их в фильме «Проклятые», определяя
двойное противопоставление: с одной стороны, утесы Портленда, «их первозданный
пейзаж и военные сооружения», их дети ставшие радиоактивными мутантами
(изначальный мир), но также и «убогий викторианский стиль невзрачного морского
курорта в Веймуте» (производная среда); с другой стороны, громадные птицы
вертолеты и скульптуры (импульсивные образы и действия), но также и банда
мотоциклистов с подобными крыльям мотоциклетными рулями (порочные поступки в
производной среде). От фильма к фильму четыре измерения меняются и вступают в
различные отношения противопоставления или же дополнительности, сообразно тому,
что именно Лоузи желает сказать или показать.
Образ-действие: большая форма
Мы вступаем в область, поддающуюся более легкому
определению: производные среды обретают независимость и начинают иметь
самостоятельное значение. Качества и возможности уже не появляются в «каких-угодно-пространствах»
и не заполняют изначальные миры, но актуализуются непосредственно в разных
видах детерминированного пространства-времени: географического, исторического и
социального. Аффекты и импульсы предстают теперь не иначе, как воплощенными в
разных типах поведения, в форме управляющих ими или же их разрушающих эмоций
или страстей. Это и есть Реализм. Правда, существуют различного рода переходные
явления. И уже тенденцией немецкого экспрессионизма было нагромождение теней и
светотеней в физически и социально определенных пространствах (Ланг, Пабст). И
наоборот, детерминированная среда может актуализовать такие возможности,
благодаря которым она сама сможет выступать в роли изначального мира или
«какого-угодно-пространства»: это явление мы видим в шведской лирической школе.
И все равно реализм определяется собственным специфическим уровнем. На этом
уровне он ни в коей мере не исключает вымысла и даже грезы; он может включать в
себя фантастическое, необыкновенное, героическое и особенно мелодраму; он может
содержать преувеличения или чрезмерности, но лишь такие, что ему не
противоречат. Формируется же реализм из сред и типов поведения - из
актуализующих сред и воплощающих типов поведения. Образ-действие является
отношением между ними, а также всеми разновидностями такого отношения. Именно
эта модель обеспечила всемирный триумф американскому кино — вплоть до того, что
оно стало служить своего рода дипломом иностранным режиссерам, внесшим вклад в
его формирование. Предыдущая Следующая
|