Предыдущая Следующая
Сервильность, подобно паразитизму в фильмах Бунюэля,
равно характерна и для хозяина, и для слуги. Деградация и является симптомом
этого импульса всеобщей сервильности, которому соответствуют разнообразные
фетиши: улавливающие зеркала и магические статуэтки. Фетиши предстают и в
совершенно сбивающей с толку форме колдовских изображений — вместе с
каббалистикой из фильма «Господин Кляйн» и, в особенности, с одурманиванием
белладонной из «Посланника».
Если верно, что натуралистическая деградация прошла
Если верно, что натуралистическая деградация прошла у
Штрогейма через своего рода энтропию, а у Бунюэля - через цикличность или
повторение, то теперь она принимает еще один вид. Эту третью форму можно
назвать «обращенность против себя». Здесь это понятие наделено простым и
типичным для Лоузи смыслом. Первозданное буйство импульсов задействовано
всегда, но оно слишком интенсивно, чтобы перейти в действие. Оно как будто не
находит достаточно значительного действия, которое было бы адекватным ему в
производной среде. Персонажем безраздельно овладевает неистовство импульсов, и
он начинает внутренне содрогаться, именно в этом смысле становясь добычей и
жертвой собственной импульсивности. Так Лоузи расставляет ловушки, приводящие к
психологическим искажениям смысла его произведений. Персонаж может производить
впечатление слабака, компенсирующего собственную слабость внешней грубостью, к
которой он прибегает, когда не видит другого выхода, — и при этом рискует сразу
же потерять все силы. Похоже, так обстоят дела уже в «Безжалостном времени», а
также в более позднем фильме «Форель»: каждый раз взрослый совершает убийство,
ощущая свое бессилие, и тут же становится слабым, будто ребенок. Но на самом
деле никакого психологического механизма Лоузи не описывает, а только изобретает
экстремальную логику импульсов. Ведь о мазохизме говорить неинтересно. В основе
фильмов Лоузи лежит импульс, который — по природе своей — оказывается слишком
мощным для персонажа, каким бы ни был у того характер. Это неистовство прячется
у героя в душе, и оно — отнюдь не простая видимость; однако же оно не может
пробудиться, то есть проявиться в производной среде, без того, чтобы мгновенно
надломить персонажа или же вовлечь его в будущее, связанное с его деградацией и
смертью. Герои Лоузи притворяются не сильными людьми, а слабаками: они заранее
обречены из-за переполняющей их необузданности, заставляющей их импульсивно
исследовать некую среду до конца — но все это ценой исчезновения их самих
вместе с их средой. Пример такого становления, расставляющего нам западню
психологических и психоаналитических интерпретаций, гораздо более обильных, чем
для любого другого фильма Лоузи, — фильм «Господин Кляйн». Для его героя
характерно то самое подавление неистовства, которое мы всегда обнаруживаем у
Лоузи (этой статичной необузданностью, без которой нельзя играть в фильмах
Лоузи, обладает Ален Делон). Но основная примета «Господина Кляйна» — в том,
что одолевающее героя буйство импульсов вовлекает его в чрезвычайно необычное
становление: во время нацистской оккупации его принимают за еврея — он же
начинает протестовать и вкладывает все свое мрачное неистовство в
расследование, чтобы изобличить несправедливость того, что с ним сделали. И все
же не ради права и не в силу осознания какой-то более фундаментальной справедливости,
а всего лишь благодаря охватывающему его буйству, он постепенно делает
основополагающее открытие: даже если бы он был евреем, все эти импульсы
продолжали бы противостоять насилию, производному не от их порядка, а от
социальных порядков господствующего режима. В итоге персонаж разделяет участь
еврея и обрекает себя на гибель вместе с массой евреев. Вот как нееврей
становится евреем1. В связи с «Господином Кляйном» во многих комментариях речь
шла о роли двойничества и о проведении расследования. Нам же эти темы
представляются вторичными и подчиненными образу-импульсу, то есть статическому
неистовству персонажа, у которого в производной среде нет иного выхода, кроме
обращения этого буйства на себя, кроме становления, приводящего его к гибели, которая
выступает как наиболее ошеломляющее из логических допущений. Предыдущая Следующая
|