Предыдущая Следующая
Как построить «какое-угодно-пространство»
Как построить «какое-угодно-пространство» (в павильоне
или на натурных съемках)? Как извлечь «какое- угодно-пространство» из данного
положения вещей, из детерминированного пространства? Прежде всего с помощью
тени, теней: пространство, наполненное или покрытое тенями, становится
«каким-угодно». Мы видели, как экспрессионизм работает с мраком и светом,
непрозрачным черным фоном и светозарным началом: эти две силы сцепляются,
сжимают друг друга в объятиях, подобно борцам, и наделяют пространство
выразительной глубиной, подчеркнутой и деформированной перспективой, и эти
глубина и перспектива заполняются тенями в форме то постепенной градации
светотени, то чередующихся контрастных полос. Таков «готический» мир, который
затопляет или ломает контуры, наделяя вещи неорганической жизнью, где они
утрачивают индивидуальность, - и который потенциализирует пространство,
превращая его в нечто неограниченное. Глубина является местом борьбы, иногда
втягивающим пространство в бездну черной дыры, а порою тянущим его к свету. И,
само собой разумеется, случается и противоположное: персонаж становится до
странности и ужаса плоским и показывается на фоне светящегося круга, или же
тень его утрачивает всякую густоту и дается против света и на белом фоне; но
происходит это благодаря «инверсии светлых и темных валеров», посредством
инверсии перспективы, выдвигающей глубину на передний план. В таких случаях
тень выполняет предвосхищающую функцию в полном объеме и представляет аффект
Угрозы в наиболее чистом виде; таковы тени из «Тартюфа», из «Носферату», тень
священника над уснувшими влюбленными в фильме «Табу». Тень продлевается до
бесконечности. Она обусловливает также виртуальные сочетания, не совпадающие с
положением вещей или отбрасывающих ее персонажей: в фильме Артура Робисона
«Показывающий тени» две ладони скрещиваются не иначе, как через продление их
теней, а женщину ласкают не иначе, как тенями рук ее поклонников на тени ее
тела. Этот фильм свободно разрабатывает тему виртуальных сочетаний,
демонстрируя даже то, что произошло бы, если бы роли, характеры и положение
вещей не мешали конечной актуализации аффекта-ревности: тем более не зависящим
от положения вещей становится этот аффект. В неоготическом пространстве фильмов
ужасов Теренс Фишер доводит до крайности эту автономию образа-переживания,
пригвождая Дракулу к земле, из- за чего тот гибнет, — но гибель эта находится в
виртуальной связи с крыльями пылающей мельницы, проецирующими тень креста как
раз на место пытки «Любовницы Дракулы»). Предыдущая Следующая
|