Предыдущая Следующая
Хотя крупный план вырывает лицо (либо его эквивалент) из
системы пространственно-временных координат, он может принести с собой
характерное для него пространство-время, лоскутное видение, клочок неба,
пейзажа или фона. И порою глубинное строение кадра наделяет крупный план тылом,
иногда же, наоборот, отрицание перспективы и глубины уподобляет средний план
крупному. Но если аффект так перекраивает пространство, то отчего бы ему не
сделать то же самое даже без лица и независимо от крупного плана, независимо от
какой бы то ни было ссылки на крупный план?
Возьмем «Процесс Жанны д’Арк» Брессона. Жан Семолюэ и
Мишель Эстев превосходно проанализировали этот фильм в сравнении со «Страстями»
Дрейера. Они похожи тем, что в обоих фильмах мы имели дело с аффектом как
сложной духовной сущностью: это незаполненное пространство сочетаний, союзов и
разделений; часть события, которая не сводится к положению вещей; тайна
возобновляемого настоящего. Тем не менее фильм Брессона состоит преимущественно
из средних планов, прямых и обратных кадровых перспектив, а Жанна показана не
столько в претерпевании своих Страстей, сколько на своем процессе, — скорее как
сопротивляющаяся пленница, нежели как жертва и мученица. Разумеется, если
справедливо то, что этот процесс как нечто выраженное не совпадает с процессом
историческим, то он сам и является претерпеванием (Страстью) у Брессона в такой
же степени, как и у Дрейера, и виртуально сочетается со Страстями Христовыми.
Но у Дрейера Страсти изображены в «экстатическом» режиме и охватывают лицо, его
изможденность, отворачивание и столкновение с предельными ситуациями. А вот у
Брессона сами Страсти становятся процессом, то есть «остановками»,
продвижением, путем (в «Дневнике сельского священника» подчеркивается этот
мотив стоянок на крестном пути). Это дробная конструкция пространства,
наполненного осязательным смыслом; в таком пространстве рука свергает с
пьедестала лицо и берет на себя руководящие функции, как в фильме «Карманник».
Законом такого пространства является «фрагментация». Столы и двери показываются
не целиком. Комната Жанны и зал суда, камера приговоренной к смерти не даны во
множественных планах, но воспринимаются последовательно, сообразно монтажным
согласованиям, каждый раз превращающим все это в закрытую реальность, - итак
происходит до бесконечности. Отсюда особая роль декадрирования. Получается, что
и сам внешний мир не отличается от кельи и напоминает лес-аквариум из
«Ланселота Озерного». Это выглядит так, как если бы дух натыкался на каждую
часть кадра, словно на глухой угол, но наслаждался свободой рук в монтажном
согласовании частей. По существу, согласование смежных частей кадров может
осуществляться множеством способов и зависит от новых условий скорости и
движения, а также от ритмических значений, которые противостоят всякой заранее
данной обусловленности. «Новая зависимость»... Лоншан и Лионский вокзал в
«Карманнике» представляют собой обширные фрагментируемые пространства,
преображаемые с помощью ритмических монтажных соединений, соответствующих
аффектам вора. Гибель и спасение играют друг с другом, сидя за аморфным столом,
чьи последовательно расположенные части ожидают наших жестов или, скорее,
пробуждения духа, недостающей им связи. Само пространство вышло за пределы как
собственных координат, так и метрических отношений. Это осязательное
пространство. Тем самым Брессон может достичь результата, которого Дрейер
добивался лишь косвенно. Духовный аффект выражается уже не лицом, а у
пространства нет необходимости быть порабощенным крупным планом или
уподобляться ему, трактоваться подобно крупному плану. Теперь аффект
представлен впрямую на среднем плане, в пространстве, способном ему
соответствовать. И знаменитое использование Брессоном голосов, беззвучность
голосов означает не только проникновение несобственно-прямой речи во всякое
выражение, но еще и потенциализацию происходящего и выражаемого, приравнивание
пространства к выраженному аффекту, как к чистой потенциальности. Предыдущая Следующая
|