Предыдущая Следующая
И любопытно, что Балаш отказывает прочим крупным планам в
том, что он отводит лицу: рука, другая часть тела или какой-либо предмет, по
его мнению, бесповоротно остаются в пространстве, а следовательно, могут
образовать крупные планы лишь как частичные объекты. Это означает одновременное
недопонимание и устойчивости крупного плана, не зависящей от его вариаций, и
силы любой выразительной точки зрения. Прежде всего, крупные планы лиц весьма
разнообразны: они бывают то контурными, то «штриховыми», то одного лица, то
множества лиц, то последовательными, то одновременными. При глубинном строении
кадра они могут иметь какой-либо фон. Но во всех обстоятельствах крупный план
сохраняет одно и то же свойство: вырывать образ из его
пространственно-временных координат, чтобы подчеркивать чистый и выразительный
аффект. Даже место, все еще присутствующее на фоне, утрачивает свои координаты
и становится «каким угодно» пространством (возражение Эйзенштейна действует до
этих пределов). Любая черта фациальности представляет собой полный крупный план
не в меньшей степени, нежели все лицо. Она является всего лишь «иным полюсом»
лица, и всякая черта выражает интенсивность в такой же степени, в какой все
лицо - качество. И выходит, что вовсе не следует различать крупные планы и
очень крупные планы, или монтажные вставки, показывающие лишь часть лица.
Зачастую также нет необходимости отличать сближенные планы американского типа
от планов крупных. Да и почему части тела, скажем, подбородок, желудок или
живот, нужно считать более частичными, более пространственно-временными и менее
выразительными, нежели напряженные черты лица или задумчивое лицо как целое? Да
взять хотя бы толстых кулаков из «Генеральной линии» Эйзенштейна! И разве вещи
не бывают выразительными? Ведь у вещей тоже случаются аффекты. «Разрезание»,
«отсекание» или, скорее, «пронзание», происшедшее с ножом Джека Потрошителя,
является аффектом не в меньшей степени, нежели испуг, искажающий черты его
лица, и покорность судьбе, которую, в конце концов, все его лицо выражает.
Стоики доказали, что вещи как таковые могут быть носителями идеальных событий,
не вполне точно совпадающих с их свойствами, действиями и реакциями: таково
резание ножом... Предыдущая Следующая
|