Предыдущая Следующая
Правда, эти разные лица в фильмах Гриффита сменяют друг
друга не сразу; их крупные планы чередуются с множественными сообразно дорогой
сердцу Гриффита бинарной структуре (публичное — частное, коллективное -
индивидуальное). Новаторство Эйзенштейна в указанном отношении состояло не в
изобретении напряженного лица, равно как и не в создании интенсивных серий с
несколькими лицами, нескольких крупных планов. Оно заключается в том, что он
создавал компактные и непрерывные интенсивные серии, выходящие за рамки каких
бы то ни было бинарных структур и преодолевающие противопоставление коллектива
индивидуальному. Эти серии, скорее, достигают новой реальности, которую можно
назвать «дивидуальным»; последнее непосредственно соединяет гигантскую
коллективную рефлексию с частными переживаниями каждого индивида, в чем, в
конечном счете, выражается единство возможности и качества.
Каждый режиссер всегда отдает предпочтение одному из
полюсов
Представляется, что каждый режиссер всегда отдает
предпочтение одному из полюсов: лицу, размышляющему
либо лицу напряженному, но при этом не утрачивает средств для достижения
другого полюса. В этой связи нам хотелось бы рассмотреть другую пару
режиссеров: экспрессиониста и сторонника лирической абстракции. Разумеется,
экспрессионизм возвышается до абстракции не меньше, чем лиризм. Но делают они
это разными путями. Экспрессионизм, по сути, представляет собой интенсивное
взаимодействие света с непрозрачностью, с тьмой. Смесь света и тьмы — нечто
вроде силы, способствующей падению людей в черную дыру или их вознесению к
свету. Эта смесь образует серию, иногда в форме чередования темных и светлых
полос, а порою — в компактной форме восхождения и нисхождения всех степеней
затененности, которые можно считать цветом. Экспрессионистское лицо
концентрирует интенсивную серию в том или ином аспекте, колеблющем его контуры;
интенсивная серия одерживает верх над чертами лица. Тем самым лицо становится
сопричастным неорганической жизни вещей - таков первый полюс экспрессионизма.
Лицо делается полосатым, линованным, показывается сквозь сеть с более или менее
узкими ячейками, отражает жалюзи, отблески огня, листвы или солнца сквозь
деревья. Лицо, подернутое дымкой, чем-то вроде облаков, лицо туманное,
обернутое более или менее густой вуалью... Сумрачная и изборожденная морщинами
голова Аттилы в «Нибелунгах» Ланга. Однако же при максимальной концентрации или
же у крайнего предела серии бывает, что лицо показывается как бы в неделимом
свете или становится белым, как при неколебимой рефлексии Кримхильды. Оно
обретает четкие контуры и переходит к другому полюсу: к жизни духа или же к
духовной непсихологической жизни. Объединяются красноватые отблески,
сопровождавшие всю серию степеней затененности, они образуют нимб вокруг лица,
ставшего фосфоресцирующим, искрящимся, сияющим; из света возникает существо.
Сверкание выходит из теней, мы переходим от интенсификации к рефлексии. Правда,
эта операция может быть и дьявольской, когда показывают бесконечно
меланхоличного демона, отражающего тьму в пламенном круге или же сжигающего
неорганическую жизнь вещей (демон из «Голема» Вегенера или из «Фауста» Мурнау).
Но это может быть и божественной операцией, когда дух отражается в себе в виде
Гретхен, спасенной божественной жертвой; в виде вечно горящей эктоплазмы или
фотограммы, уступающей место лучезарной духовной жизни (опять же у Мурнау —
Эллен из «Носферату» или даже Индре из «Восхода солнца»). Предыдущая Следующая
|