Предыдущая Следующая
И наоборот, мы имеем дело с лицом, рефлектирующим или
размышляющим, когда черты его остаются сгруппированными так, что господствует
одна застывшая или же страшная, но неподвижная и лишенная становления, как бы
вечная мысль. Так, в «Сломанных побегах» Гриффита подвергшаяся пыткам девушка
все же сохраняет каменное лицо, и кажется, будто оно и после смерти не
перестает задумываться и спрашивать «за что?», тогда как на лице влюбленного
китайца запечатлеваются опиумное оцепенение и буддийская медитация. Разумеется,
рефлектирующие лица такого типа представляются менее детерминированными, нежели
лица иного типа. Ведь отношения между лицом и тем, о чем оно думает, зачастую
являются произвольными. О том, что молодая женщина из гриффитовского «Эпоха
Ардена» думает о своем муже, мы узнаем лишь потому, что тотчас же видим образ
мужа; если же задуматься, то связь покажется чисто ассоциативной. И настолько,
что можно быть более уверенным в перемене образов местами, начав с данного
крупным планом объекта, по которому мы догадаемся о неизбежности мысли,
прочитываемой на лице. Так, в «Лулу» Пабста показанный крупным планом нож
готовит нас к ужасной мысли о Джеке-Потрошителе, а в фильме Клузо «Убийца живет
в 21-м» вращающиеся группы из трех предметов дают нам понять, что героиня
думает о том, что ключ к разгадке тайны - цифра. Тем не менее, таким способом мы
еще не постигаем глубин рефлектирующего лица. Разумеется, рефлексия ума — это
процесс, посредством которого люди о чем-либо думают. Однако же в
кинематографии она сопровождается более радикальной рефлексией, выражающей
некое беспримесное качество, общее для нескольких весьма несходных вещей
(объект, на который она направлена; претерпевающее ее тело; представляющая ее
идея; лицо, на котором отражена эта идея...). Задумчивые лица молодых женщин у
Гриффита могут выражать Белое, но это и белизна упавшей на ресницы снежинки, и
духовная белизна невинности души, и расплывчатая белизна моральной деградации,
и враждебно настроенная, режущая, будто лезвие, белизна льдин, среди которых
попадает в беду героиня («Сиротки бури»). Во «Влюбленных женщинах» Кен Рассел умело
обыграл качество, общее для бездушного лица, душевной холодности и
безжизненного ледника. Словом, задумчивое лицо не только о чем-то мыслит.
Аналогично тому, как напряженное лицо выражает чистую Возможность, то есть
определяется через некую серию, благодаря которой мы переходим от одного
качества к другому, - рефлектирующее лицо выражает чистое Качество, то есть
«нечто» общее множеству разнохарактерных объектов. Опираясь на эти утверждения,
мы можем составить таблицу из двух полюсов: Предыдущая Следующая
|