Предыдущая Следующая
В живописи к этим двум полюсам на лице нас приучила
разнообразная техника портрета
В живописи к этим двум полюсам на лице нас приучила
разнообразная техника портрета. Порою художник «схватывает» лицо как контур, в
виде огибающей линии, которая прочерчивает нос, рот, края век, даже бороду и
головной убор: это поверхность фациализации. Порою же, напротив, он работает
чертами «разбросанными» и берущимися в массе, прерывистыми и ломаными линиями,
обозначающими здесь — дрожание губ, там — блеск глаз и изображающими материю,
не поддающуюся (или почти не поддающуюся) контурированию: таковы черты
фациальности1. И не случайно аффект предстает именно в этих двух аспектах в
великих концепциях Страстей, проходящих через всю историю и философии, и
живописи: в том, что Декарт и Лебрен называли удивлением и что связано с
минимумом движения для максимума рефлектирующего единства, отраженного на лице;
а также в том, что мы называем желанием, неотделимым от мелких побуждений или
импульсов, которые составляют интенсивную серию, выражаемую на лице. И не
важно, что одни считают источником страстей удивление как раз потому, что оно
представляет собой нулевую степень движения, в то время как другие ставят на
первое место желание или беспокойство, поскольку сама неподвижность
предполагает взаимную нейтрализацию соответствующих микродвижений. Речь здесь
идет не столько об исключительном источнике, сколько о двух полюсах, причем,
иногда один преобладает над другим и кажется почти «чистым», иногда же они
смешиваются в том или ином направлении.
К лицу, в зависимости от конкретных обстоятельств,
уместно обращаться с двумя типами вопросов. Во- первых: о чем ты думаешь?
Во-вторых: что ты воспринимаешь, что с тобой, что ты ощущаешь или переживаешь?
Иногда лицо о чем-то думает, фиксируется на каком-то объекте, и именно в этом
состоит удивление или изумление, смысл которых сохранился в английском слове
wonder. Если лицо о чем-либо думает, в нем имеет значение, прежде всего
огибающий контур, сравнимый с рефлектирующим единством, возвышающим до своего
уровня все остальные части. Порою же оно, напротив, что-то ощущает или
переживает, и тогда главную роль в нем играет интенсивная серия, через которую
последовательно проходят все его части, так что каждая часть обретает своего
рода мгновенную самостоятельность; иногда это приводит к пароксизму. Мы уже
можем здесь узнать два типа крупного плана, один из которых служит визитной
карточкой Гриффита, а другой - Эйзенштейна. Общеизвестны крупные планы
Гриффита, где все организовано ради подчеркивания чистого и нежного контура женского
лица (метод радужной диафрагмы): молодая женщина думает о своем муже в фильме
«Энох Арден». У Эйзенштейна же в «Генеральной линии», например, в одном из
кадров красивое лицо попа расплывается, и остается коварный взгляд,
сочетающийся с узким затылком и толстой мочкой уха: возникает впечатление,
будто черты фациальности свидетельствуют об озлобленности священника, и их
невозможно передать контуром. Предыдущая Следующая
|