Предыдущая Следующая
Фильм Лэндоу «Bardo Follies» иллюстрирует весь процесс
Фильм Лэндоу «Bardo Follies» иллюстрирует весь
рассмотренный нами процесс, а также переход от жидкого к газообразному
состоянию: «Фильм начинается с образа, "впечатанного" в сережку
женщины, плывущей со спасательным кругом и приветствующей нас всякий раз при
повторном показе сережки. Так проходит приблизительно десять минут (существует
и более краткая версия), после чего та же самая сережка дважды появляется
внутри двух колец на черном фоне. Затем количество колец внезапно увеличивается
до трех. Образ фильма в кольцах начинает пылать, вызывая распространение
бурлящей плесени, в которой доминирует оранжевый цвет. Весь экран заполняется
горящей фотограммой, которая в замедленном темпе распадается на нечто
чрезвычайно зернистое и расплывчатое. Загорается другая фотограмма; на всем экране
содрогается плавящийся целлулоид. Такой эффект, вероятно, был достигнут при
помощи нескольких серий пересъемки на экране, в результате чего возникло
впечатление, будто содрогается и сгорает сам экран. Напряжение
десинхронизированной сережки сохраняется на всем протяжении этого отрывка,
когда кажется, будто исчезает сама пленка. После такого затянутого эпизода
экран разделяется на пузырьки воздуха в воде, заснятые через микроскоп с
цветными фильтрами, причем с каждой стороны экрана цвет разный. Благодаря изменениям
фокального расстояния пузырьки утрачивают форму, растворяются друг в друге, и
четыре цветовых фильтра смешиваются между собой. В конце концов, спустя
приблизительно сорок минут после начала первого цикла, экран пустеет».
Образ-переживание: лицо и крупный план
Образ-переживание есть образ крупным планом, а крупный
план — это лицо... Эйзенштейн предлагал, чтобы образ крупным планом был не
просто таким же, как и остальные, но еще и способствовал эмоциональному
прочтению всего фильма. Это как раз и относится к образу-переживанию,
представляющему собой и конкретный тип образа, и составную часть всех образов.
Тем не менее, все обстоит не так просто. В каком смысле крупный план тождествен
образу-переживанию, взятому как целое? И почему мы считаем, что лицо
тождественно крупному плану, раз последний увеличивает не только лицо, но еще и
многое другое? Да и как сможем мы выделить в увеличенном лице какие-то
«полюса», способные служить нам ориентирами в анализе образа-переживания? Предыдущая Следующая
|